ВЗЛЕТЕЛИ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ! ЧАСТЬ 2.

Часть 1.

Идя с ужина, наткнулся на своего земляка саратовца, курносого моториста Куприянова[1], которого инженер полка Ким прихватил с собой явно не ради его серых глаз. Греясь в сарае у паяльной лампы, он возился возле трофейного итальянского пресса. Рядом на чисто оструганной доске, расчерченной вдоль и поперек на квадратики, лежала лопасть новенькая винта, в углу еще три лопасти, но уже никуда негодные после того, как испытали на себе удар при вынужденной посадке самолета прямо на живот.

«Чем занят? – спросил я его. Он что-то буркнул и повернулся до «мэне иншою фазой», как говорил Остап Вишня в таких случаях.

30.12.1942г. В полку ЧП. У зам.начштаба Сергея Вершкова, задремавшего на КП, мыши обгрызли ногти на руке. Костю Язева полудохлый мышонок тяпнул за ухо. Доктор Снигирев ударил в набат, напугав всех какой-то туляремией. В школе, где мы расположились, запахло порохом. Идет мышиная война в самом прямом смысле этого слова.

Вооружившись трофейными итальянскими винтовками, ребята лупят мышей из холостых патрон, ошарашивая их воздушной волной. Летчики Забырин, Артемченков, Селифонов, Иванов, Волошин, Бобков, Лихачев открыли на мышей лицевые счета. Кто больше их ошарашит. Набили уже три ведра, а они все лезут и лезут из всех нор и щелей. Вася Захаров окрестил эту битву войной на два фронта – против чумных мышей и фашистов.

31.12.1942г. Утром вернулись в полк Агапов и Пенязь, ведомый Готальского. Говорит, что видел, как Димка пошел на вынужденную посадку. Значит, есть надежда. Димка, друг, вернись! … На всю новогоднюю ночь идем с Костей Язевым патрулировать по гарнизону.

01.01.1943г. Итак, с Новым годом! Встретил его вместе со всеми находившимися в наряде залпом трассирующих пуль, выпущенных в направлении Луны. Всю ночь ходили по деревне Купянка, заглядывая в окна. Особенно весело было в хате первой эскадрильи. Ребята играли с местными девчатами в фантики. Петьке Семейко[2] досталось изображать Христа в пустыне, его напарница должна была подойти и нему, перекреститься и без улыбки поцеловать.

Петро в ожидании поцелуя корчил такие рожи, что не только девица, но и все присутствующие сотрясали хату диким хохотом.

Петр Моисеевич Семейко, летчик 814  иап (106 гв иап)

Без десяти двенадцать над хатой подпрыгнула крыша от неописуемого восторга и радости – вернулся в полк пропавший вместе с Готальским Костя Шкурин.

Проходя сарай с трофейным прессом, обнаружили там свет, Куприянова и Кима. В руках у них были две лопасти винта: одна новая фабричная, другая – выправленная на прессе. Ким улыбался, Куприянов курил козью ножку. Оба были совершенно трезвые.

Близ КП обнаружили посыльного Сафонова, «начокавшегося» в эскадрильях до того, что, сидя в сугробе, на полном серьезе заявил нам, что его мысли в данный момент выше звезд. Всю ночь то там, то здесь гремели песни в честь нового года. Тем и силен наш русский народ, что плакать не любит, а песни поет.

02.01.1943г. Готальский погиб. Рухнула моя последняя надежда. Вернулся Химушин, лично присутствовавший при его похоронах на ст. Мальчевская Ростовской области. Погиб он геройски, сбил трех из шести напавших на него «мессершмидтов», раненый в плечо и ногу, посадил машину, и был добит фашистами с воздуха уже на земле.

Бедная, дорогая Анна Петровна. Я прямо не знаю, что мне делать, как сообщить Вам о героической гибели Вашего любимого сына?

В степи по над Доном пожухлые травы,

В степи по над Доном пурга,

В степи по над Доном Дмитрий Готальский

Шесть истребителей встретил врага.

Один он бесстрашно ринулся в битву,

И трех из шести уничтожил в бою,

И смертью героя погиб коммунистом,

Отдав свою жизнь за Отчизну свою!

Тяжело! Дьявольски тяжело на душе. Пришел Криштапович и приказал написать Готальской, что ее сын Дмитрий Готальский жив, здоров, но в данный момент он в тылу у немцев выполняет сугубо важное спецзадание командование. «Сразу нельзя! Понял?» - сказал он мне на прощанье. Я все понял. И написал Анне Петровне ложь. Святую, но все же жуткую ложь.

Анна Петровна Готальская, мать летчика 814 иап Дмитрия Готальского

03.01.1942г. Чтобы победить, надо прежде всего хорошенько разозлиться! Не помню кто из наших комэсков сказал это первым, но сказано сие точно.

Смерть Готальского как-то сплотила весь полк в единую семью. Тремя сбитыми им самолетами полк открыл боевой счет фашистских стервятников. Сегодня к ним прибавился еще один Юнкерс-87, сбитый Сашей Волошиным.

«Лёва[3], атакуй ведущего! – приказал он Коле Химушину. Дерзко ринувшись на него сверху, Химушин заставил его вильнуть в сторону прямо под прицельный огонь Волошина. Обычный прием воздушного боя, если не считать, что у атакующего Химушина не было ни одного патрона, и ринувшись на немца, он взял его на испуг.

Такого еще в полку не было. Уже не нас, а мы начали пугать немцев и сбивать их в минуты паники. Не так страшен черт, как его малюют. Авось, сдюжим и покажем еще, на что мы способны.

Николай Федорович Химушин (позывной "Лёва"), летчик 814 иап (106 гв иап), погиб в июле 1943 г.

04.01.1943г. Сегодня отпраздновали свою первую победу и мы – «земные боги неба». Подняв снежный ураган, на летном поле загудел наш первый самолет с выправленными лопастями винтов. Испытать его в воздухе вызвались Химушин, Савельев и еще кто-то. Полетел комэск второй эскадрильи Афанасий Тимошенко. «Всё в порядке! – заявил он, посадив машину, - Лопасти тянут, как кони-звери».

Лиха беда начало. К вечеру число боевых машин, находящихся в полной готовности, в нашем полку увеличилось сразу в три раза. В дивизии ахнули, получив рапортичку о наличии годных к бою самолетов.

Откуда они у вас появились? – не веря сводке, допытывался нач.политотдела Рассохин.

Не успокоившись на этом, наш невесть когда спавший инженер полка Альберт Никифорович Ким приступил со своими технарями-механиками еще к одному эксперименту – восстановлению простреленных в бою и нашими «щелчками» лопастей винтов, заливая их дыры свинцом с последующей балансировкой. Обо всем этом приказано молчать и не говорить до поры ни слова. Так мы выдержали свой первый экзамен на зрелость и стойкость не только в воздухе, но и на земле.

В середине января полк перебазировался на новый полевой аэродром близ села Осиковка Кантемировского района. Здесь мы жили в землянках. Мы с аэрофоторазведчиком Мишей Михайловым простудились, подцепили фурункулы, и лежа на соломе в землянках, читая подвешенную на потолок стенгазету, решили выпустить вместо нее рукописный журнал «Истребитель». Литредактором его стал я, художественным редактором Михаил.

В первом номере своего журнала мы поместили два письма: А.П. Готальской и наш ответ ей. «Дорогие, родные мои, не надо больше меня обманывать – написала она, – Сердцем матери чувствую, что моего Мити уже нет в живых. Спасибо вам за всё… Вы сделали все, что могли… С вами я не одинока. Бейте фашистских извергов по-русски – наотмашь. За око -два ока, за зуб – целую челюсть!»

В ответном письме матери Готальского, которое подписали все без исключения его однополчане, мы поклялись отомстить за него многократной ценой и честно сдержали свое слово.

В августе 1943 года наш полк был переименован в гвардейский истребительный авиаполк. Гвардейское знамя и значки мы получили под Купянском. За поддержку наземных войск под Сандомиром полк был удостоен звания Вислинского, за взятие Берлина получил орден Александра Невского, за освобождение Праги орден Михаила Кутузова.

Артемченков, Бобков, Волошин, Киянченко, Путько, Лихачев, Савельев, Селифонов, Забырин, Химушин и Тимошенко получили звания Героев Советского Союза, командир полка Кузнецов получил две золотых звезды Героя.

Тимошенко Афанасий Иванович, командир эскадрильи 106 гв иап, Герой Советского Союза (посмертно) 

Полк закончил войну таким сплоченным, дружным коллективом, что даже время не в силах оборвать узы этой фронтовой дружбы. Собравшись двадцать лет спустя в московской школе № 387, ветераны полка по инициативе своего «комсомольского генерала» М.В. Кузнецова решили поднять «на крыло» красных следопытов всех расположенных вдоль бывшей боевой трассы полка и подняли их на большие патриотические дела. В итоге их совместной деятельности в Москве и Купянске появились улицы имени павшего в боях Николая Химушина, школа его имени и памятник возле этой школы.

Школа имени комэска второй эскадрильи Тимошенко в Курской области. Восьмой год функционирует возле Красного Лимана молодежный лагерь красных следопытов-историков «Соколенок 106-го ГВИАП».

17 ветеранов полка удостоены за свою активную работу с ребятами Почетных грамот ЦК ВЛКСМ. «Гвардейцы не сдаются!» - этот лозунг знают сейчас более чем 20-ти тысячная армия красных следопытов полка, приобщившиеся к его славной истории. Ежегодно при открытии Всесоюзного молодежного лагеря «Соколенок 106-го ГВИАП», куда съезжаются ребята со всей бывшей боевой трассы полка, звучит реквием погибшим героям:

Они не погибли, их смерти не верьте,

Они как и прежде с нами в строю.

Летят по великой дороге бессмертья

В историю битв за отчизну свою!

Работая по полях совхоза «Дружба», ребята поют полковую песню:

Мы за пытки, кровь и слезы

Всех фашистов вгоним в гроб!

На Берлин прошел от Дона

106-й Гвардейский полк!

Взлетев 30 лет назад от Волги к Дону, чтобы победить, гвардейцы 106-го не сдаются и по сей день. Не так давно двое из них, супруги Поповы, проживающие в Чертовицах под Воронежем, были удостоены Благодарности Совета ветеранов полка за свою активную работу с ребятами подшефных школ, в том числе Осиковской и Купянской под Богучаром.

Благодарность редакции «Пионерской правды» поучил и их однополчанин, проживающий в Липецке, Иванов Владимир. В день славной 30-ти летней годовщины освобождения Воронежа и области от фашистских захватчиков ветераны 106-го гвардейского ИАП шлют свой пламенный привет всех своим юным друзьям, всем юным читателям комсомольской газеты Воронежской области.

 

Зам.председателя Совета ветеранов 106 ГВИАП                 А.Кишкин.

 

[1] Мл.сержант Куприянов Федор Гордеевич был награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды за «рационализаторские предложения» и организацию ремонта поврежденных авиационных винтов.

[2] Семейко Петр Моисеевич, лейтенант 814 иап, погиб в июне 1943г., захоронен в Харьковской области.

[3] Позывной летчика 814 иап Николая Федоровича Химушина (1922 – 1943), Героя Советского Союза.

0
648
RSS
17:25

О пребывании 814 иап на аэродроме близ села Купянка Богучарского района есть информация в журнале боевых действий 217 БАО (батальона аэродромного обслуживания). По дням расписано: количество обслуженных самолето-вылетов, сколько исправных и неисправных самолетов, численность летного, технического и иного состава полка на довольствии, количество расходованного авиатоплива, расход боеприпасов. Интересный момент: в журнале есть сведения о том, что близ села Дьяченково в январе 1943 года сооружался полевой аэродром. Источник: Архив: ЦАМО, Фонд: 20918, Опись: 0144156с, Дело: 0004.