Партизан «Джино»

Из Москвы на имя колхозника сельхозартели «Заветы Ильича» Верхнемамонского района Тихона Ивановича Гостева пришёл объемный пакет. С большим волнением вскрыл его Тихон Иванович и извлек оттуда пачку бумаг. Это были документы, рассказывающие об участии Гостева в годы Второй мировой войны в антифашистском движении Сопротивления на территории Италии. Все они переведены с итальянского языка и заверены ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны Героем Советского Союза А.Маресьевым.

Вот «Удостоверение патриоту» №208774. «Благодарим Гостева Тихона – «Джино», – говорится в нем, – за то, что он боролся против врага на полях сражений, действуя в числе патриотов среди людей, которые взялись за оружие ради достижения свободы, проводя наступательные операции, совершая акты саботажа, поставляя военные сведения войскам союзников». Удостоверение заверено партизанской печатью с пятиконечной звездой в центре и со словами: «Единое оперативное командование провинции Парма, корпус добровольцев свободы».

…Спустя несколько дней после получения пакета мы побывали у Тихона Ивановича. До поздней ночи мы сидели в уютной горнице, слушая рассказ этого обыкновенного русского человека о его необыкновенной судьбе.

• • • • •

Многим односельчанам Гостева, пожалуй, покажутся невероятными его боевые дела. Ведь он ни чем особенным в селе не выделялся. С детских лет трудился на земле. Когда в селе организовался колхоз, он вместе с другими крестьянами вступил в него и до сих пор Партизан «Джино» честно трудится на благо родной артели. Вместе со многими односельчанами ушел он в годы войны защищать от гитлеровского нашествия родную землю.

После тяжелого боя за один из хуторов в Ростовской области Гостев оказался в плену. С этого дня и начались его мытарства. Сначала он побывал во многих фашистских концлагерях на нашей территории, захваченной врагом, а потом в Польше, во Франции и, наконец, в Италии. И всюду – издевательства, унижения, которым подвергали гитлеровцы пленных.

В итальянском городе Пьяченца вместе с другими пленными его заставили обслуживать находившуюся здесь немецкую воинскую часть. Пленники сапожничали, переносили тяжелые грузы, убирали казармы.

Бесконечно тянулись дни и ночи. Пленники думали об одном и том же – о побеге, о свободе. Но куда бежать? Родная земля далеко. Казалось, никаких надежд. И вот однажды Гостев за своей спиной услышал негромкий женский голос. Оглянулся. Перед ним стояла Ирнес, итальянская девушка, работавшая у немцев на кухне и тайком помогавшая русским. Она о чем-то горячо говорила, но в потоке непонятных слов Гостев вдруг услышал знакомое слово «партизан». Юная итальянка произнесла слово, указав рукой в сторону гор. Пленник насторожился и стал ещё внимательнее слушать девушку, но все напрасно: ни слов, ни жестов он так и не смог понять.

Этой ночью пленные почти не спали, думая над тем, какой смысл имело произнесенное девушкой слово «партизан».

Большинство высказывало мнение, что итальянка знает о партизанах и, видимо, хотела что-либо от них передать. Так думали потому, что в Пьяченце (это дошло до пленных) появилось много листовок, призывающих итальянцев освобождать из плена русских и переправлять к партизанам. Может быть, патриотка хочет помочь им бежать? Решено было ещё раз переговорить с девушкой. А чтобы хоть кое-как с ней объясниться, договорились сначала достать русско-итальянский словарь. Вскоре Тихон Иванович сообщил своим товарищам о новом разговоре Ирнес. Да, девушка хочет помочь им бежать в горы к партизанам. План побега разработали неизвестные итальянские друзья и сообщили его пленным через Ирнес.

 

По одному, по два пленные – Гостев и его семь товарищей – выскользнули из барака, где их содержали под стражей. В условленном месте они нашли переводчиков. Вскоре беглецы встретились с членами подпольной коммунистической партии. Все вместе отправились в путь.

На севере Италии, в тылу немецких войск, с каждым днем все ярче разгоралось пламя партизанского движения. В провинции Парма действовала гарибальдийская дивизия «Валь Чено». Сюда стекались батраки, крестьяне, рабочие. Сюда же пробирались и русские военнопленные, бежавшие из лагерей, разбросанных по всей стране.

Сердечная встреча с партизанами произошла утром. Тихон Иванович, истосковавшийся по теплому слову, не выдержал и уткнул лицо в плечо рослого бородатого партизана. Это был командир отряда Бизани. Вечером они увиделись со своими земляками, попавшими сюда различными путями. Особенно много радости доставила ему встреча с Михаилом Ивановичем Волковым из Воронежской области. Волков уже около года находился в партизанском отряде, хорошо владел итальянским языком, был беспредельно храбр и находчив в бою, за что пользовался любовью товарищей.

На третий день после прибытия Гостева его с группой других товарищей вызвал к себе Бизани. Стало известно, что отряд фашистов движется в направлении партизанской базы. Нужно было из засады напасть на гитлеровцев и разгромить их.

Операция, в которой участвовал Гостев, прошла успешно. Не понеся потерь, партизаны отбили у гитлеровцев несколько пулеметов, миномет, много автоматов и боеприпасов, в которых сильно нуждались гарибальдийцы. Семи смельчакам сдались в плен свыше ста вражеских солдат, среди которых было немало итальянцев. Последние почти все потом вступили в ряды партизан.

Освобожденный район Пармской провинции все более расширялся. Партизаны уже совершили вылазки в Болонью, Геную, Парму. Гитлеровцы гибли от партизанской пули в центре городов, в ресторанах, на квартирах. На дорогах северной Италии взлетали в воздух немецкие машины, рушились мосты, летели под откос поезда с боеприпасами, стремившиеся на юг, где наступали союзные войска. В этих славных делах проявили себя многие русские воины. Восемь раз ходил на задание в городок Бабио Т.И.Гостев.

Гитлеровское командование всполошилось и начало спешно стягивать к Пармской провинции войска. Большие силы были брошены против гарибальдийской дивизии «Валь Чено». Фашисты блокировали партизанский район, перекрыли все тайные тропы и в октябре начали наступление на позиции гарибальдийцев.

Отряд Бизани действовал в районе Реджо-Эмилия. Он оседлал шоссе, которое шло в горы. Фашисты непрерывно штурмовали позиции отряда, пытаясь прорваться в партизанский тыл. Особенно кровопролитные сражения завязались в горах у города Модино. Тихон Иванович, которого в отряде звали «Джино», не расставался со своим ручным пулеметом.

• • • • •

Партизаны отступали, уходя все дальше и выше в горы. Редели ряды бойцов. В отряде Бизани остались лишь взвод русских да человек пятнадцать итальянцев. Не было боеприпасов, иссякло продовольствие, наступили холода и дожди. Потом ударили морозы, и пошли обильные снега. Люди брели по нехоженым тропам, выбивались из сил, падали в изнеможении. В конце концов было решено пробиться мелкими группами из окружения, а потом собраться и развернуть борьбу.

Гостев с товарищем бродил в снегах несколько дней, то и дело натыкаясь на немецкие заслоны. Наконец, измученные и истощенные, они подошли к глухой деревушке, откуда только накануне ушли немцы. Батраки приютили обмороженных воинов, накормили их, обогрели.

• • • • •

Написанное выше – далеко не полный рассказ о замечательных боевых делах советских людей, сражавшихся против фашизма. Ради мира на земле они не щадили своей жизни. Вдалеке от Родины они высоко пронесли звание советского человека.

Простые люди Италии проявили огромную любовь к сынам России, а по окончании боев как самых близких друзей проводили на Родину советских воинов.

«Передайте мой горячий привет и пожелание успехов в борьбе за мир моим боевым друзьям, – написал Тихон Иванович в Советский комитет ветеранов войны, – пусть эта дружба будет вечной».

Автор Лев СУСЛОВ.

Верхний Мамон.

«Коммуна», 7 января 1960 года.

0
1.14K
RSS
19:29
+1

Просьба к нашим верхнемамонским друзьм и коллегам: если есть, что добавить — пишите в комментариях. Было бы замечательно узнать побольше о Гостеве Т.И., увидеть его фото.

Самое интересное, что родом из Верхнемамонского района был и еще один участник Итальянского Сопротивления — Сергей Сорокин, награжденный орденом «Звезда Гарибальди».

12:30

В книге верхнемамонского краеведа Д.Ф. Шеншина «Серебрянная подкова» (2016 год) есть такая информация о Тихнове Гостеве: «Верхнемамонец Тихон Иванович Гостев (1906-1970) тоже боролся с фашистами в Италии. В 1942 году, при обороне Ростова, но был пленен. Как военнопленный содержался в концлагерях Польши, Франции, Италии. После удачного побега а он влился в гарибальдийскую бригаду „Валь Чено“ и партизанил под именем „Джино“. Участвовал в десятках операций, вновь был пленен и вновь бежал накануне казни. После войны Тихон Иванович работал в колхозе „Заветы Ильича“. Скончался на 64 году жизни в Италии, куда был приглашен на празднование 25-летия Победы.Похоронен в Верхнем Мамоне с воинскими почестями и присутствием делегации из Италии».