Органы «Абвера», действовавшие на советско-германском фронте.

ШТАБ «ВАЛЛИ»

В июне 1941 года для организации разведывательно-диверсионной и контрразведывательной деятельности против Советского Союза и для руководства этой деятельностью был создан специальный орган Управления «Абвер-заграница» на советско-германском фронте, условно именовавшийся штаб «Валли», полевая почта № 57219.

Штаб «Валли» подчинялся соответствующим отделам Управления «Абвер-заграница» и отделу по изучению иностранных армий ОКВ Восточного фронта и докладывал этим органам о результатах разведывательной и подрывной деятельности против Советского Союза.

Начальником штаба «Валли» был подполковник Шмальшлегер Гейнц, который одновременно возглавлял контрразведывательный отдел «Валли 3».

В соответствии со структурой центрального Управления «Абвер-заграница» штаб «Валли» имел в своем составе следующие подразделения.

Отдел «Валли 1» - руководство военной и экономической разведкой на советско-германском фронте. Начальник - майор, позже подполковник, Баун (сдался в плен американцам, использовался ими для организации разведывательной деятельности против СССР).

Отдел состоял из рефератов.

1 X - разведка сухопутных сил,

1 Л - разведка военно-воздушных сил,

1 Ви — экономическая разведка,

1 Г - изготовление фиктивных документов,

1 И - обеспечение радиоаппаратурой, шифрами, кодами.

Отделение кадров.

Секретариат.

В подчинении «Валли 1» находились разведывательные команды и группы, приданные штабам армейских группировок и армий для ведения разведывательной работы на соответствующих участках фронта, а также команды и группы экономической разведки, проводившие сбор разведывательных данных в лагерях военнопленных

Еще накануне нападения фашистской Германии на Советский Союз, весной 1941 года, всем армейским группировкам немецкой армии были приданы по одной разведывательной, диверсионной и контрразведывательной команде «Абвера», а армиям - подчиненные этим командам абвергруппы (немцами они именовались - абвертруппс).

Абверкоманды и абвергруппы с подчиненными им школами являлись основными органами немецкой военной разведки и контрразведки, действовавшими на советско-германском фронте.

В начале 1942 года «Абвером» были сформированы абверкоманды и абвергруппы экономической разведки, которые также придавались армейским группировкам и армиям.

До лета 1942 года на советско-германском фронте действовали три армейские группировки, именовавшиеся вначале армейскими группировками А, Б и Ц, или группировками Зюд (Юг), Митте (Центр) и Норд (Север). Соответственно этому приданные им разведывательные абверкоманды именовались абверкомандами 1А, 1Б и 1Ц, или абверкомандами 1 Зюд, 1 Митте, 1 Норд.

Диверсионные абверкоманды имели аналогичные наименования с добавлением цифры 2 (Абверкоманда 2А и т. д.); контрразведывательные команды - цифры 3 (Абверкоманда ЗА и т д.)

Эти же команды одновременно носили наименования по позывным своих радиостанций (Абверкоманда «Сатурн» и т. п.).

Система наименований абвергрупп, подчиненных командам, была аналогичной, с добавлением после буквы номера армии, к которой была придана абвергруппа. Так, например, абвергруппы, приданные 11-й немецкой армии, именовались, разведывательная - Абвергруппа 1 А 11, диверсионная - Абвергруппа 2 А 11, контрразведывательная -Абвергруппа 3 А 11 и т. п.

Отдельные абвергруппы именовались также по позывным радиостанций (Абвергруппа «Виддер» и т. п.).

Летом 1942 года были сформированы армейские группировки Зюд А, Зюд Б и Дон, к которым по линии «Абвера» были приданы новые абверкоманды и абвергруппы.

К этому времени относится изменение наименований абверкоманд и абвергрупп, - им была присвоена новая нумерация. Разведывательные команды и группы получили нумерацию от 101 и выше, диверсионные - от 201 и выше, контрразведывательные - от 301 и выше, экономической разведки - от 150 и выше.

Во второй половине 1942 года «Абвером» при армейских группировках были созданы особые абвергруппы. Они должны были координировать и руководить деятельностью разведывательных, диверсионных и контрразведывательных абверкоманд, приданных армейским группировкам, поддерживать контакт с военным командованием и отделами 1Ц и осуществлять связь со штабом «Валли».

Абвергруппа 304

Абвергруппа 304 действовала на участке Южного фронта при 6-й немецкой армии. Полевая почта № 08683 Д; затем - 48236 (по другим данным № 25036). Позывной радиостанции - «Амзель».

В марте 1943 года группа была переподчинена Абверкоманде 305, а в конце 1943 года -Абверкоманде 301.

Начальниками группы последовательно были капитан фон Оствальден Вебер, лейтенанты фон Гамм Отто («Петр») и Лаутебах.

Группа вела активную контрразведывательную работу на оккупированной территории Харьковской, Полтавской, Курской, Воронежской, Ворошиловградской, Сталинградской, Ростовской, Сталинской, Запорожской, Херсонской, Николаевской, Одесской областей, в Крыму и затем - в Финляндии.

До июня 1942 года группа дислоцировалась в Харькове, затем в Волчанске, откуда переехала в Новый Оскол, имея мельдекопфы в селе Велико-Михайловке и Старом Осколе, Курской области.

В течение июля 1942 года группа последовательно дислоцировалась в Острогожске и Богучаре, Воронежской области, и пос. Меловое, Ворошиловградской области. Мельдекопф. в городах Коротояке и Россоши, Воронежской области, Ровеньки, Ворошиловградской области и в станицах Казанской и Мигулинской, Ростовской области. В августе - сентябре 1942 года - в станице Обливской, Ростовской области, с мельдекопфом на хуторе Свешников, Сталинградской области; затем - на хуторах Попов, Евлампиевский, Родионов и в Калаче, Сталинградской области.

С конца сентября до середины октября 1942 года группа находилась в Сталинграде, позже - на хуторе Кустовском; с конца ноября 1942 года - в станице Нижне-Чирской. Второй эшелон находился на хуторе Тормосин, куда в середине декабря 1942 года переехал остальной состав группы.

В конце декабря 1942 года группа эвакуировалась на хутор Великанов, Ростовской области, а в январе 1943 года - в Новочеркасск, разместившись по Коммунальной ул. (бывшая Мариинская), д. 41 и выдвинув мельдекопф в Ростов-на-Дону. В это время группа контактировала с командой ГФП 721, получая от нее агентурную информацию.

С конца января до середины февраля 1943 года группа находилась в гор. Шахты, (мельдекопф - в гор. Красном Сулине); позже - в гор. Снежное и с середины февраля до 6 сентября 1943 года - в гор. Сталино по ул. 5-я Александровская, в домах 13, 14, 15, 19, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 33, 35, 37, 39 и 40.

Источник:
+3
3.25K
RSS
11:19
+1
Выдержка из докладной записки Управления войск НКВД по охране тыла ЮЗФ от 27.01.1943

Всего с 20.11.42 по 20.01.43 Управлением было разоблачено 78 шпионов.
16:30
+1
Сообщение начальника Управления войск НКВД по охране тыла Действующей
Красной Армии № 19/9-001562 в НКВД СССР о задержании в г. Калач Воронеж-ской области немецких агентов-парашютистов
[Не ранее 18 декабря 1942 г.]
Разведотделением Управления войск НКВД по охране тыла Юго-Запад¬ного фронта 18 декабря 1942 г. арестованы пять агентов-парашютистов гер¬манской разведки, сброшенных с самолета в район г. Калач Воронежской области:
1. Мельник Дмитрий Степанович, 1906 г. рождения, быв. командир батальона 58-го УР, в сентябре 1942 г. сдался в плен немцам, завербован под кличкой «Стародуб», одет в форму капитана Красной Армии.
2. Овчаренко Иван Климович, 1915 г. рождения, бывш. командир взво¬да ПТР 6-й армии, сдался в плен немцам в сентябре 1942 г., завербован под кличкой «Демченко», одет в форму лейтенанта Красной Армии.
3. Остапенко Сергей Антонович, кличка «Осипенко», переброшен с ра¬цией в форме ст. лейтенанта Красной Армии.
1Тимофеев Иван Изосимович (1912-1942) — лейтенант, ст. оперуполномоченный 4-го отдела УНКВД по Ленинградской области. Погиб 24 июня 1942 т. в районе д. Мясной Бор в Новгородской области.
1Корольков Виктор Семенович (1912-1942) — лейтенант, оперуполномоченный УНКВД по Ленинградской области. Погиб 11 июля 1942 т. в Ленинградской области.
1Гиренко Евгения Гавриловна (1918-1942) — сотрудница УНКВД по Ленинградской области. Погибла 15 марта 1942 г. в Ленинградской области.
4Майоров Венедикт Михайлович (1912-1942). В органах госбезопасности — с декаб-ря 1940 т. — инспектор ОК УНКВД по Ленинградской области. I февраля 1942 г. иемю-чен из списков личного состава как пропавший без вести на фронте.
4. Поляков Анатолий Александрович, кличка «Лагнов», переброшен с рацией в форме лейтенанта Красной Армии.
5. Коробов Александр Степанович, кличка «Септовский», радист (без рации), одет в форму лейтенанта Красной Армии.
У задержанных изъяты две рации, парашюты, пять револьверов системы «Наган», денег в советской валюте 27 ООО рублей и документы: удостоверения личности командира Красной Армии с фотокарточками, командировочные предписания, расчетные книжки, чистые бланки командировочных удосто¬верений. Документы изготовлены от имени войсковых частей № 658 и 1821.
Они имели задачу установить группировку войск на участках Юго-За¬падного и Воронежского фронтов и добытые сведения передать в разведку по рации 20 декабря с.г.
Кроме того, для личного доклада перейти линию фронта южнее г. Во¬ронежа не позднее 23 декабря с.г.
Перечисленные агенты прошли подготовку в Харьковской разведыва¬тельной шко-ле.
Первичным допросом арестованных установлено, что в Харьковской раз-ведывательной школе обучено в первый набор 52 агента, в числе которых 20 завербовано в Харьковском лагере военнопленных, 25 агентов прибыли из г. Полтавы и 7 — из г. Киева. Из числа обученных — в основном радисты.
По показаниям тех же агентов-парашютистов 10 декабря с.г. перебро¬шено в наш тыл предположительно пешим порядком 8 агентов на участках Сталинградского и Воро-нежского фронтов и 16 декабря с.г. в тыл Юго-Западного фронта сброшены с самолета 6 агентов-парашютистов, из нич двое с рацией, сброшены попарно.
Объявлены в розыске согласно прилагаемому списку.1
Первичным допросом тех же агентов-парашютистов установлено 17 аген¬тов, про-шедших подготовку в качестве агентов-разведчиков и радистов в Харьковской развед-школе и предназначенных к выброске в тыл Действую¬щей Красной Армии.
Список прилагается2.
Следствие по делу агентов-парашютистов Мельника, Овчаренко, Оста¬пенко, Поля-кова и Коробова продолжается.
Начальнику Управления войск НКВД по охране тыла Юго-Западного фронта дано указание о передаче арестованных в Управление НКВД по Воронежской области.
Начальник Управления войск НКВД по ОТ ДКА
ст. майор госбезопасности А.Леонтьев
Начальник разведывательного отдела
майор госбезопасности Трофимов
НГВА. ф. 32Ш, on. 4. д. 366..и. 304-305.
№ 1239
16:33
+1
Вместе с итальянскими войсками Видющенко прибыл на террито¬рию Воронежской области, где работал в полицейских органах. При от¬ступлении оккупантов был оставлен ими для шпионской работы.
В Кантемировском районе задержана группа подростков — Филип¬пович П.И., 1931 г. рождения, Филиппович В.И., 1928 г. рождения и Шевченко Н.М., 1930 г. рождения, которая была переброшена немцами через линию фронта с заданием взорвать оставленные немцами склады с боеприпасами и собрать разведывательные данные о частях Красной Армии.
Выявлено 208 пособников немецко-итальянских оккупантов, бежав¬ших с ними при отступлении, в том числе:
Пушкарева — бывший секретарь Богучарского РК ВЛКСМ. С прихо¬дом оккупан-тов принесла им списки комсомольской организации, а за¬тем вышла замуж за итальянско-го офицера;
Новошицкий — бывший пропагандист Радченского РК ВКП(б). Был назначен ок-купантами счетоводом Богучарского зерносовхоза.
Арестовано 2804 человека, в том числе агентов германской разведки и по-дозрительных по шпионажу — 221, немецких пособников — 1807, дезертиров и бандит-ского элемента — 121, прочего антисоветского элемента — 665.
В числе арестованных: членов и кандидатов [в члены] ВКП(б) — 34 чел., членов ВЛКСМ — 95 человек.
В с. Твердохлебовка Богучарского района немцами расстрелян кладов-шик колхоза им. Сталина Мальцев Иван Иванович (осведомитель райотде¬ла НКВД), отказавшийся от-крыть колхозный склад.
В калачеевской разведшколе обучалась член краснодонской подпольной организа-ции «Молодая Гвардия» В.Д. Борц. Кроме того, должна была прибыть в Калач и Любовь Шевцова (здесь дислоцировалось 4-е управление НКВД Украинской ССР, которое зани-малось агентурной работой на оккупированной территории). Командование не знало, что Л.И. Шевцова к тому времени погибла.
Так в сообщении НКВД СССР № 52/Б от 13.01.1943 г. в ГКО говорилось:
«…За указанное время органами НКВД задержано 74 вражеских агента-парашютиста. из них явилось с повинной 47 человек, убито при задержании 2 человека; изъято 20 радио-станций.
Наибольшее количество вражеских, агентов-парашютистов выброшено в тылы Ка-лининского, Воронежского, Юго-Западного и Сталинградского фронтов (города Осташ-ков, Торопец, Андреаполь, Тамбов, Липецк, Поворино, Калач, Богучар) с заданием раз-ведки резервных группировок войск указанных фронтов…»
Народный комиссар внутренних дел СССР Л.Берия
Вражеские агенты были выявлены в с. Серяково, Подгорное и Калачеевском зерносовхозе. Активную роль в их ликвидации играло местное население и бойцы истребительного батальона.На фото Валерия Давыдовна Борц