«Личное умножается совместно»

Как детей сегодня воспитывать? Чему и как их учить? Можно ли наказывать? «Шлепать или не шлепать?» - Бить или не бить?- "Быть или не быть?"- "вот в чем вопрос» сейчас.

Медиа-образованческое сословие – слой («класс»), «продвинутые» чиновники как ответы на эти вопросы предлагают ювенальные практики, передачи на телевидении типа «Лучше всех» Галкина и т. п.
Нам эти ответы не подходят. Что делать? Обратиться в Народ. Народ возрождается. «Бессмертный полк», широкое движение поисковых отрядов – явные свидетельства народного возрождения. Наверняка, в Народе, в такой особый момент его жизни, должны появиться – не могут не появиться! – вновь возникающие образцы взаимоотношений с детьми, какие-то новые подходы к воспитанию подрастающего поколения, ведь дети – будущее Народа, дети – Будущий Народ, и если в Народе так явно и сильно вдруг возникла воля к жизни, то воспроизводящие самое эту жизнь образцы и формы появятся в первую очередь, мгновенно. Так и есть! Обратившись в интернет, мы почти сразу нашли то, что нужно, не мешкая связались с людьми, совсем скоро прибыли на место событий. Внимание!: Сегодня обратиться в Народ – это мгновенно и легко войти в интернет, в сети, это народникам позапрошлого века, уходя в Народ, приходилось преодолевать великие препятствия, терпеть немалые тяготы и лишения, а нам, новым народникам, стоит буквально пальцем шевельнуть, и народно-сетевые ресурсы одарят подлинной мудростью и озарениями постижения. Но, конечно, нужно знать, где искать, вернее, открыть для себя те подходы и принципы, следуя которым, только и возможно в безбрежном океане Сети найти по-настоящему народное. В дальнейшем мы попытаемся выделить и сформулировать эти принципы, теперь же:
Поиск привел нас на юг Воронежской области, в Богучарский район, в село Дубрава. Здесь живет и трудится настоящий народный возрожденец наших дней, Николай Львович Новиков.



Именно энергией и трудами таких, как Николай Львович, сегодня возрождается Народ; он и сам плоть от плоти народной, и такие, как он, показывают пример, создают образцы, по которым возрождается народная жизнь. Конечно, Николай Львович не один, он не горделиво стоящий над толпой «Титан Возрождения». Он действует вместе с людьми, с товарищами, с детьми. Вместе с ними, но и с силой личного примера, личной ответственности, личных энергий. Лично * вместе. «Личное умножается совместно» – вот, наверное, короткая формула того нового единства, которое «завязывается» сегодня в возрождающемся Народе.
Николай Львович Новиков. Поисковик, народный археолог, активный деятель возрождающегося народного воспитания-образования… Школа, школьный музей, историко-краеведческое сообщество в школе… – исходное, нынешнее, будущее – когда-то именно в школе еще в четвертом классе наш будущий возрожденец решает «узнать хотя бы одну фамилию» из тех неизвестных воинов, что были похоронены в войну у села. Потом будет служба в армии, работа в совхозе, семейные заботы, но те чувства Долга и Памяти, столь рано заявившие о себе, только ждали реализации, и при возникшей возможности это сразу происходит. Николай Львович организует в школе кружок «Красный Следопыт», начинает заниматься с детьми поисково-исследовательской работой (запросы в архивы, газеты, опросы местных жителей), под водительством Николая дети помогают пожилым и одиноким в нелегком сельском быту, оказывают постоянное внимание («шефство») ветеранам войны и труда.…Видим: тогда, в началах и исходниках сорокалетней давности, уже есть все то, что потом воплотится в поисковый отряд «Память», вернувший из небытия память о сотнях и сотнях погибших воинов, в регулярный археологический лагерь для детей у села…
…Приехав в село Дубрава, мы познакомились с Николаем Львовичем Новиковым, посетили созданный им уникальный музей (о котором, надеемся, будем писать особо, стоит того!)



Далее поспешили, как и было запланировано, за село, в поля, туда, где вот уже немало лет (с 2001 г. 15 сезонов!) проводятся археологические раскопки с участием школьников. Когда мы с Николаем Львовичем прибыли на место, где совсем недавно стоял школьно-археологический лагерь, первое что бросилось в глаза – порядок и чистота (еще мелькнуло в голове: «похоже, здесь не за страх, а за совесть порядок наводится»). Ни бумажки, ни пластиковых бутылок и пакетов, ни следов наспех «закопанного» мусора.



«Вписанность» места археологического лагеря в природное окружение, чистота и порядок. А ведь здесь почти полмесяца жили, активно действовали сотни молодых людей, детей. Как организаторам, начальнику лагеря Николаю Львовичу, удается добиваться такого порядка вещей? Как получается – «не за страх, а за совесть»?
«Главное – познание, – говорит Николай Львович, – дети участвуют в раскопках». Может быть, в этом скрывается ответ на вопрос? Здесь, на воронежской земле, обычные школьники принимают участие в настоящих научных исследованиях, они чувствуют приобщенность к важному, ответственному делу – им доверяют, на них надеются, они стараются не подвести – может быть, впервые у детей возникает чувство ответственности. Вот что говорит научный руководитель исследовательских работ, проводимых в лагере, к.и.н., доцент Воронежского педагогического университета Березуцкий Валерий Дмитриевич: «… Вы бы посмотрели, с каким интересом школьники участвуют в археологических исследованиях… по первой была боязнь… как же так, шестиклассник, семиклассник, что он там натворит !… многие археологи до сих пор боятся доверять детям такие серьезные вещи… оказывается, доверять можно и нужно! Дети своими тонкими руками, своим умом… как это они умеют!» Видео об археологическом лагере
Школьный и студенческий археологический лагерь под с. Дубрава Богучарского района – один из пяти подобных лагерей, организуемых общественным движением «Возвращение к истокам». Движение детско-юношеское, археологическое зарождалось еще в середине 90-х по инициативе сельских учителей, организаторов школьных археологических кружков, ученых и преподавателей Воронежского педагогического университета (выпускниками которого те учителя в основном и были). Каждый год движение организует обще областной лагерь, существуют еще, и пять районных (за год около полутора тысяч детей проходят через эти лагеря). За годы археологических исследований участниками движения раскопано более 100 курганов, несколько сот погребений разных эпох и культур, по итогам полевых исследований написано 5 монографий, множество научных статей.
В поле, на раскопах дети приобщаются к историческому прошлому родной земли самым непосредственным образом. Прочитать в книге или услышать в классе какие-то сведения или даты – это одно, и совсем другое – в раскопе, прикоснуться к древности буквально кожей, воспринимать открывающийся мир когда-то живших людей всеми острыми и свежими детскими чувствами и способностями души. И тогда археологические культуры, исторические факты вдруг перестают быть чем-то посторонним и абстрактным. Происходит вживание в историческую жизнь, приобщение к ней, её освоение.
В детских археологических лагерях основное – это раскопки, но также проводятся познавательно-воссоздающие (реконструирующие) занятия, историко-театрализованные мероприятия и т. п. Дети своими руками пробуют создавать орудия труда прошлого, лепят глиняные изделия, в игровых действах обмениваются товарами, входят и в другие взаимоотношения, которыми жили люди прошлых времен. Именно такие подходы к воспитанию, обучению, познавательной деятельности – путь к подлинному Постижению истории.
(Продолжение следует)

Иван Странко https://vk.com/id257135427

+1
17:25
135
RSS
21:08
Правильно! С детьми надо работать. Увлечь их по — настоящему! Но никак не из-под палки!!! В этом случае обязательно будет обратная реакция! А к Новикову родители в очередь записываются, чтобы их дети приняли участие в летних археологических лагерях. Доверяют ему дети и тянутся к нему!