Июль 1916 года. Уже два года как гремят сражения Первой мировой войны. Тогда ее называли Великой войной, или Второй Отечественной. В то время, когда русская армия совершала свой знаменитый «Брусиловский прорыв», в Воронеже начинает выходить вестник местных организаций военного времени «Въ дни войны». Его редакция находилась в здании Губернского музея на Большой Дворянской. Сейчас этот красивый памятник архитектуры воронежцы знают как музей имени И.Н.Крамского на проспекте Революции.
Вестник «Въ дни войны» изначально планировался как издание некоммерческое: «Если оно принесет материальную прибыль, эта прибыль будет употребляться на те же нужды войны, которым оно служит». Издание свою цель видело в том, чтобы «осведомлять своих читателей и о том, как отражается великая мировая война на народной жизни, на народном творчестве, как относится наш народ к этой войне, как понимает ее, как реагирует на совершающиеся сейчас исторические события…»
В первом же номере вестника от 3 июля в статье «Война и народное творчество» автор Г.Фомин приводит народные песни, частушки, рожденные мировой войной. Собраны они были на территории Воронежской губернии - в Землянском, Бобровском, Бирюченском и Богучарском уездах.
Только две частушки слободы Дьяченковой Богучарского уезда, вероятно, относящиеся к начальному периоду войны. В них, по словам Фомина, «народ твердо верит в свои силы, верит в конечное торжество правды, и пессимизм, так присущий временами нашей изнервничавшейся интеллигенции, не находит места у народа»:
«Ох, ты, немец, немец, немец,
Отчего ты так грустишь?
Отчего от нашей встречи
Ты как бешеный бежишь?"
Каждый номер вестника «Въ дни войны» отсылали на фронт воронежским полкам, чтобы армия знала, «что за нею, в родном тылу, идет непрерывная работа для неё, и миллионы сердец русского народа бьются в унисон с ее сердцами, страдают ее страданиями, радуются ее радостями».
Там, на западной границе империи, находясь рядом со смертью, солдаты-земляки ждали вестей с малой родины. Редакция в каждом номере старалась публиковать материалы о жизни Воронежской губернии.
Интересен материал с описанием народных настроений той же слободы Дьяченковой: простой люд был сильно потрясен начавшейся войной с германцем, ведь эта кровавая бойня оторвала от семей «самые дорогие, самые сильные и работоспособные элементы». Но, несмотря на тяжелое положение и дороговизну жизни, деревня «смотрит бодро и весело».
С введением в августе 1914 года «сухого закона» появилась потребность в «разумных развлечениях», возрос интерес крестьян к книгам и газетам. Народ стал интересоваться новостями с театра военных действий – как взрослые, так и дети. Они знали города и районы, в которых проходили сражения. Автор пишет, что «некоторые города и горы получили у крестьян своеобразные названия, так Карпаты они переименовали в «Кирпатыя» горы». Как часто бывает во времена военного лихолетья, появились различные ворожеи и предсказатели, которые, пользуясь легковерием и малограмотностью крестьянской массы, «открыли поход на ее карманы». Так, в одном из сел такая «ясновидящая» заявила, что она по ночам летает в окопы и относит туда все пожертвования.
Война затянулась, она ухудшала и без того бедственное положение простого народа. На полях Польши и Галиции, в Карпатских горах, гибли «за Веру, Царя и Отечество» русские воины, вчерашние хлебопашцы.
Как изменились настроения в русской деревне, можно прочувствовать в песне слободы Дьяченковой:
«На линии австрийской границы,
На склоне зеленой горы,
Там льются кровавы потоки,
С утра и до поздней зари.
Там бьются солдаты за правду,
И смерть храбрецам не страшна,
Там рвутся гранаты, шрапнели,
И землю взрывает фугас.
А дома отец при кручине,
А с ним призадумалась мать.
Из Люблина пишут газеты,
Желают про сына узнать.
А сын их убит на чужбине,
И кости в могилу вросли.
Из Люблина пишут газеты
Об этом военный приказ.
Когда же родные узнали,
То брызнули слезы из глаз.
Схоронили его без молитвы,
И в грязном солдатском белье,
Остались родные без сына,
Он умер в чужой стороне».
А эта песня записана в селе Загребайлово (сейчас – Луговое) Богучарского уезда:
«Поля, вы, поля, вы, широки степа,
Чого на вас, поля, тай урожаю нема?
Ой, тилько выросла кучерявая верба.
А пид тою вербою солдат лежить.
Вин не вбит – вин пораненый лежить.
Грудь у него вся потерзанная,
Голова у его вся почесанная.
На груди у его крест золотой лежить,
У ногах у его конь вороной стоит.
Ой, бижи ты мий конь у Россию домой,
Не кажи ты, мий конь, что я вбитый лежу.
А кажи, ж ты, мий конь, що женатый я хожу.
Оженила меня пуля быстрая,
А свашкой була икона свята,
А дружиной була мать соснова труна,
А родиной була мать сыра земля».