Перезахоронили «на бумаге»…

В апреле 2020 года в поисковый отряда «Память» обратились из администрации одного из муниципальных образования Богучарского района Воронежской области. Видимо, перед 9 Мая сотрудники администрации готовили «наверх» какую-то информацию, вот, и возник у них вопрос, откуда стали известны фамилии воинов, погибших в годы ВОВ и захороненных на территории их муниципального образования? Воинов установили по найденным медальонам? И уже потом нанесли эти фамилии из медальонов на плиты братских могил? – забросал меня вопросами знакомый сотрудник той администрации. Мой ответ, что медальоны здесь ни при чём, сильно удивил его. Развития эта тема не получили – 9 Мая прошло, в администрации начались будни… До следующего Праздника Победы…

Этот разговор вспомнился, когда уже не в первый раз в наш поисковый отряд «Память» обратились родственники воинов, погибших в районе высоты 158,0, что на топографических картах времен ВОВ была отмечена у хутора Красно-Ореховое Верхнемамонского района (это район Осетровского плацдарма).

Тех, кто к нам обращался, интересовало многое: и точное место захоронения их родственника, и проводились ли перезахоронения в послевоенные годы, и куда могли быть перенесены останки воинов, и почему многие воины, погибшие у этой высоты 158,0 по документам Богучарского военного комиссариата учтены захороненными в братской могиле хутора Дядин, что в 10-12 километрах к югу  (!) от Богучара. Ответов на многие вопросы у нас не было…

И вот на днях обратились к нам родственники Прошкина Петра Семеновича, который погиб 11.12.1942г. и был захоронен у 4-х домиков к северу от Красно Ореховое: «Добрый день! Вижу, что Вы даете комментарии по братской могиле № 56 на х.Дядин. Я ищу место захоронения своего родственника Прошкина Петра Семеновича. В ОБД Мемориал место захоронения указано как «Воронежская обл., Богучарский р-н, с. Кр. Орехово, севернее, 4 км, на р. Дон, у отд. 4-х домиков». Сегодня на другом форуме получила информацию, что Прошкин П.С. захоронен в б/могиле № 56 в хуторе Дядин. Вы не могли бы это подтвердить, или высказать предположения, где же действительно находится захоронение воинов 41 гв. сд, среди которых Прошкин П.С.

С уважением, Светлана».

Сразу же Светлане был направлен ответ, с приложением карты района Осетровского плацдарма: «Уважаемая Светлана! На этой карте издания 1941 года отмечены 4 отдельно стоящих домика к северу от не существующего ныне хутора Красно-Ореховое. 11 декабря 122-й гв сп, к котором воевал Прошкин Петр Семенович, проводил разведку боем. Итальянская линия обороны проходила к северу от хутора примерно по линии выс. 158 — высота 197, отмеченные на карте. В настоящее время — территория Верхнемамонского района Воронежской области. Многие знают это место как «Осетровский плацдарм». В настоящее время, конечно, домики эти не сохранились. Не один раз поисковый отряд «Память» пытался проводить в том районе поисковые работы, но пока безуспешно. Немного к северо-востоку от 4-х домиков в настоящее время построен военный мемориал «Осетровский плацдарм», а рядом братская могила воинов, которые были найдены в разные годы нашим поисковым отрядом на территории Верхнемамонского района.

Карта района Осетровского плацдарма. Отмечены не существующий ныне хутор Красно-Ореховое, высота 158,0, село Филоново.

Недалеко от мемориала федеральная трасса М-4 ДОН, по которой народ едет из Центральной России к Черному морю, так что, если будете в тех краях, обязательно посетите это место. Теперь о том, почему воины 122 гв сп, погибшие и захороненные у этих 4 домиков, по документам военкомата Богучарского района числятся захороненными в хуторе Дядин Богучарского района Воронежской области? К сожалению, четко аргументированного ответа у меня нет. К сожалению, возможно все: и ошибка работника РВК, а может, действительно воины захоронены в х.Дядин (их, может, не довезли в госпиталь, и они умерли от ран). Пока точно мы не можем Вам ответить… Есть кое-какие задумки в поисках, по мере возможности Вам ответим. В ближайшее время».

И вскоре загадка была решена! Светлане (родственнице Прошкина П.С.) 06.06.2020г. были переданы такие сведения:

Для начала немного информации из архивных документов ЦАМО РФ.

Рано утром 11.12.1942г. 2-м батальоном 122-го гв сп была проведена разведка боем в направлении х.Красно Ореховое. Вот, что известно из немногочисленных архивных документов о той операции:

Журнал боевых действий 4 гв. ск (41-я гв сд входила в состав 4-го гвардейского стрелкового корпуса)

Архив: ЦАМО, Фонд: 456, Опись: 6850, Дело: 69, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: 1 гв. А

Выдержка за 11.12.1942г. о проведении разведки боем 2-м стр. батальоном 122-го стр.полка.

«41 гв сд 2/122 сп с 5-00 начала боевую разведку противника и преодолевая огневое сопротивление к 10-00 выдвинулся на рубеж: сев.вост. ската выс. 158,0 и 1 км. сев вост. дер. Кр. Ореховое, где был встречен сильным пулеметно-минометным огнем и дальше продвигаться не смог. После выявления огневой системы противника и во избежание излишних потерь, батальон был отведен на исходное положение…»

Боевая история полка

Описывает период с 11.10.1941 по 01.05.1944 г.

Архив: ЦАМО, Фонд: 6457, Опись: 0000001, Дело: 0001, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: 122 гв. сп

Выдержка: «… Командование поставило задачу – разведкой боем установить организацию системы огня, вскрыть новые огневые точки и захватить «языка». Эту ответственную задачу командование поручило 2-му стрелковому батальону гв. капитана Дрягина. Заместитель командира батальона по политчасти – политрук Аптехман, адъютант старший батальона – гв. л-т Кистенев – вывели батальон на исходный рубеж для атаки переднего края, на сев.скаты выс. 197,0. Бой батальон должен был провести ночью. Это являлось как бы, репетицией предстоящего прорыва укрепленного рубежа противника.

Наступил час атаки. 4-я стрелковая рота лейтенанта Тюрина и 6-я стрелковая рота лейтенанта Довбня бросились на врага. Противник открыл ураганный огонь со всех видов вооружения, гвардейцам не удалось достичь цели, завязался сильный огневой бой. Отважный минометчик из роты л-та Волкова, гвардеец Кущенко, из боевых порядков метким огнем поражал врага. Его солдатская храбрость превосходила любую силу огня противника, не даром гвардейцы восхищались им: «Вот это Кущенко, вот герой, и миномет его словно «Катюша».

Наступал рассвет. Гвардейцы еще раз сходили в атаку, но успеха не имели. Батальон понес серьезные потери. Свыше 100 человек потеряли в этом бою убитыми и ранеными. Захватить пленного не удалось, но огневая система противника была вскрыта полностью, были обнаружены и препятствия перед передним краем обороны противника…».

Но в донесении штаба 4-го гв ск на 18-00 11.12.1942г указано немного другие данные о потерях:

«41 гв сд 2/122 сп с 5-00 начал боевую разведку противника и преодолевая огневое сопротивление - к 10-00 выдвинулся на рубеж: сев.вост. скаты выс. 158,0 и 1 км. сев. дер. Красно-Ореховое, где был встречен сильным пулеметно-минометным огнем, по-видимому, с переднего края главной полосы обороны, и дальше продвигаться не смог.

С начала наступления батальона, противник из района дер.Гадючье начал подтягивать резервы, но последние артиллерийским огнем были рассеяны и частично уничтожены.

После выявления огневой системы противника и во избежание излишних потерь, батальон был отведен на исходное положение.

Потери: убито – 10, ранено – 68, обмороженных -3 человека…»

И наконец, удалось разгадать «загадку» с местом захоронения воинов у 4-х домиков. Мы давно пытались понять, почему воины числятся захороненными в несколько десятков километров от места гибели, и от маршрута движения своей дивизии в ходе наступательной операции «Малый Сатурн». Хутор Дядин расположен совсем не в том месте, где воины были захоронены, и в стороне от мест, где 41-я гв сд вела бои в декабре 1942 года.

Оказалось все очень просто… до обидного:

В 1965 году наша страна первый раз серьёзно отмечала юбилей Победы — 20 лет! До этого все было буднично, немногие оставшиеся в живых ветераны подтвердят это. Многие ветераны, с которыми мне повезло общаться, рассказывали, что первые лет 20-25 после Победы они даже не надевали заслуженные в боях ордена и медали. Отсутствовал какой-либо учет захороненных в братских могилах.

И вот к 20-ти летнему юбилею Победы было принято запоздалое решение навести порядок в учете захоронений времен ВОВ. За годы прошедшие с даты окончания ВОВ, воинские мемориалы обветшали, деревянные таблички с ФИО (установленные после боев) со временем просто исчезли с могилок воинов, в общем, картина была не очень приглядной. Тем более, если сравнивать в Европой…

В распоряжении нашего отряда есть документ Петропавловского РВК Воронежской области – сведения о захороненных в братских могилах на территории этого южного района нашей области. Документ датируется 1959 годом, и в нем нет информации о фамилиях захороненных воинов. Просто – НЕИЗВЕСТНЫЕ ВОИНЫ! А информация по фамилиям начала появляться только после 1965 года.

Так вот, стали думать в Минобороны, как уточнить списки захороненных в братских могилах воинов Красной Армии. Как всегда у нас, времени было в обрез. Поднимать огромное количество донесений о потерях в/частей в ЦАМО РФ (г.Подольск) – таким путем решили не идти. И тогда решили сделать так: в каждом военкомате должны были храниться извещения о гибели воинов, призванных этим военкоматом (один экземпляр), второй высылался родственникам воина. К примеру, в военкомат откуда призывался Прошкин П.С., хранилась похоронка 122-го гв сп, в которой было указано примерно такое место захоронения: «выс.158,0 Богучарский район Воронежская область». Это, к примеру, так как сканированного документа (извещения) пока не найдено.
Минобороны приказал всем военкоматам передать информацию из извещений (которые у них хранились) в те военкоматы, на территории районов которых погибли и были захоронены воины. То есть, в Богучарский РВК информация о захоронении Прошкина П.С. в Богучарском районе на какой-то выс. 158 пришла из военкомата призыва воина.

И так военкоматы по всему СССР обменивались такой информацией, и составляли на местах списки захоронений на основании полученных из других военкоматов извещений (похоронок). Плюс, использовалась и местная информация. К примеру, где-то сохранились на могилах таблички с ФИО, либо какие-то документы в сельсоветах и т.п., воспоминания проводивших захоронение жителей и т.д.

К сожалению, в 1965 году сотрудники Богучарского военкомата и областного военкомата не представляли себе, где находится эта высота 158,0. Тем более, у них не было информации о боевом пути частей, освобождавших Богучарский район Воронежской области. Я много раз задавал себе вопрос: может, где-то возле хутора Дядин есть похожая высота? Поднимал карты военного времени, но такой высоты не находил.

И вот, буквально сегодня, я решил поискать только похоронки воинов 122-го гв сп, погибших 11.12.1942г., чтобы увидеть, что было указано в этих документах. Потому что ранее я находил только донесения о потерях 41-й гв сд (Вы и сами видимо, находили эти донесения, раз Вам известно место захоронения у 4-х домиков к северу от хутора Красно Ореховое).

И вот по воину Коновалову Василию Фёдоровичу (тоже из 122-го гв сп) нашлась такая интересная переписка Воронежского областного военкомата: все стало ясно и понятно…

Сотрудники Воронежского облвоенкомата в 1974 году сообщали, что Коновалов В.Ф. из 122 гв сп 41 гв сд учтен захороненным в братской могиле х.Дядин. Так как они посчитали, что высота 158,0 находится недалеко от этого хутора. Не знаю, какой картой они руководствовались? Может, просто ткнули пальцем в карту, нашли что-то похожее, и всё, вопрос закрыт…

Светлана, на карте 1941 года между селом Полтавка и 3-им отделением совхоза есть высота 159,7, которую сотрудники военкомата и посчитали местом гибели воинов 122 гв сп. Росчерком пера военкома воины были «перенесены» в братскую могилу находящегося неподалеку хутора Дядин. К сожалению, ФИО Вашего родственника указана не в том месте, где он действительно погиб и был захоронен. Наш отряд будет проводить работы в районе 4-х домиков, будем надеяться, что место захоронения воинов 122 гв сп будет найдено, и воины найдут упокоение на мемориале «Осетровский плацдарм».

Список воинов 122 гв сп (в списках захоронения в х.Дядин)

1. АЛЕКСЕЕВ, Петр Дмитриевич, 1923, Калининская обл., гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты.

2. АЖАРОВ Ибрай, 1900, гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты.

3. БАГАЕВ Николай Григорьевич, 1923, гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты.

4.БАКУЛИН, Иван Петрович, 1901, Кировская обл., гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты.

5.ГОНЧАРОВ, Михаил Андреевич, 1914, Куйбышевская обл., гв. рядовой 126 гв. сп 41 гв. сд. Погиб в бою за высоту 158,0 16 декабря 1942 г. на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от хутора.

6. ЗОТОВ, Николай Андреевич, 1923, Пензенская обл., гв. сержант 126 гв. сп 41 гв. сд. Погиб в бою за высоту 158,0 17 декабря 1942 г. на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от хутора.

7. ИРКИБАЕВ, Назар, 1911, Омская обл., гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты.

8. КАМИЛОВ, ШагийКадиевич, 1920, г. Баку, гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты.

9. КОЗЫРЕВ, Михаил Игнатьевич, 1922, гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты.

10. КОНДРАТЬЕВ Иван Васильевич, 1922, гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты.

11. КОНОВАЛОВ, Василий Федорович, 1923, Тульская обл., гв. рядовой 126 гв. сп 41 гв. сд. Погиб в бою за высоту 158,0 11 декабря 1942 г., похоронен в братской могиле на х. Красное Орехово. (Документы по воину позволили распутать эту историю).

12. КУЗНЕЦОВ, Александр Иванович, 1924, Ярославская обл., гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты.

13. КУЛЬТАПОВ, Айдорали, 1908, Ошская обл., гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты.

14. НЕГАНОВ, Александр Николаевич, 1923, Курская обл., гв. сержант 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты.

15. НУРХИЕВ Махтай, 1900, гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты. (Обращались родственники с вопросом о месте захоронения).

16. ОРЛОВ, Алексей Иванович, 1911, Ивановская обл., гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 17 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от хутора.

17. ПРОШКИН, Петр Семенович, 1911, Новосибирская обл., гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд. Погиб в бою за х. Красное Орехово 11 декабря 1942 г. Похоронен к северу от хутора у отдельных четырех домиков. (Обратились родственники).

18. ТИТКОВ, Михаил Иванович, 1924, Рязаеская обл., гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты.

19. ТРОПИН Иван Тимофеевич, 1905, гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты.

20.ХАНСУТДИНОВ, Габдурахман, 1915, Узбекистан, гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты.

21. ЮРИЖЕВ Виталий Федорович, гв. рядовой 122 гв. сп 41 гв. сд, погиб в бою 16 декабря 1942 г. за высоту 158,0 на правом берегу Дона в 3-х км.от х. Красное Орехово, похоронен в братской могиле к северу от высоты.

0
1.11K
Нет комментариев. Ваш будет первым!