Никанор Рубцов. «Стоять насмерть!» Часть 3-я.

Тяжелораненого сержанта Рубцова вынесли с поля боя его боевые товарищи. В бессознательном состоянии Никанора Рубцова доставили в армейский госпиталь 4404 (г.Курск). Спасибо медикам через два с небольшим месяца он был готов снова встать в строй. Ему очень хотелось вернуться после госпиталя в свою родную дивизию, к своим товарищам по противотанковому дивизиону. Но судьба распорядилась иначе… В середине июня 1943 года из госпиталя он был направлен в 176 армейский запасной полк, а уже оттуда в 89-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Новым местом службы опытного воина стал 98-й отдельный гвардейский истребительный противотанковый дивизион. Командир дивизиона гвардии капитан Головесов сразу назначил Рубцова командиром расчета противотанкового орудия.

К началу июля 1943 года части 89-й гвардейской стрелковой дивизии занимали оборону к северо-востоку от Белгорода. Дивизии предстояло принять участие в решающем сражении Великой Отечественной войны в Курской битве. В ходе летнего наступления немецкое командование планировало нанести фланговые удары из района Орла и Белгорода с целью ликвидации «Курского выступа», и в дальнейшем развивать наступление в направлении Москвы.

О немецких планах своевременно узнала советская разведка. После анализа обстановки советским командованием было принято решение сначала измотать немцев в оборонительном сражении, выбить танки противника, а уже затем провести решительное контрнаступление. Важную роль в предстоящем сражении должна были сыграть советская противотанковая артиллерия.

Немецкое наступление началось утром 5-го июля. Противник ввел в действие новые танки «Тигр» и самоходные орудия «Фердинанд». 89-я гвардейская дивизия завязала тяжелые оборонительные бои, отступала, сдерживая противника, а затем перешла в контрнаступление. Выписка из «Журнала боевых действий» 89-й гв сд: «… с 19.7.43г. 89 гв сд при хорошем взаимодействии с другими соединениями, перейдя в наступление, прорвала фронт противника на рубеже Плота Шипы. За три дня беспрерывных боев отбросила противника на 30 км. За это время освобождены населенные пункты: Шахово, Шелоково, Кривцево, Сабынино, Киселево и др.

Расчет замаскированного советского орудия ведет огонь (Курская дуга).

В боях с наступающим противником дивизия удерживала свои рубежи перед численно превосходящим противником. Обороняя Киселево, 273 гв сп за 10 часов боя отразил 4 атаки противника силою до полка пехоты и до 100 танков. 3/270 гв сп оборонял Сабынино, в течении суток вел бой, оставаясь на восточном берегу реки Северский Донец. За это время отразил 4 атаки противника силой 23 танков и двух батальонов пехоты…».  

Дивизия вела наступление в направлении Белгорода и 4 августа подошла к северной окраине города. В ходе уличных боёв к 15-00 5-го августа Белгород был полностью освобожден.

Воины 89-й Белгородско-Харьковской гвардейской стрелковой дивизии проходят по улице г. Белгорода. 1943 г.

У стен Белгорода, участвуя в отражении контратаки гитлеровцев, орудийный расчет Никанора Рубцова подбил танк и подавил вражеское орудие.

Заслуги дивизии были высоко оценены руководством, и приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина 89-я гвардейская дивизия получила почетное наименование Белгородской.

Из приказа: «… Сегодня же войска Степного и Воронежского фронтов сломили сопротивление противника и овладели городом Белгород.

89 гвардейской и 305 стрелковым дивизиям, ворвавшимся первыми в город Белгород и освободившим его, присвоить наименование «Белгородских» и впредь их именовать: 89 гвардейская Белгородская стрелковая дивизия, 305 Белгородская стрелковая дивизия. Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий…».

На плечах отступавшего противника части 89-й гв сд подходили к Харькову второй родине Никанора Трофимовича Рубцова. Одним из первых его подразделение 23-го августа вошло в город. Недолго совсем пробыл Рубцов в Харькове, зашел на улицу Грековскую, где прошли его молодые годы. Далее фронтовые дороги нашего земляка пролегли через Полтавщину к Днепру… 

Выдержки из документа «Описание боев, проведенных  89 гвардейской Белгородско-Харьковской стрелковой дивизией с 29 сентября по 31 октября 1943 года»:

 «Ведя беспрерывные наступательные бои с упорно обороняющимся противником и неуклонно двигаясь вперед, 89-я гв сд к утру 29.9.43г. ликвидировала остатки противника в районе Стогноевка, Коноплянка, Колиберда, тем самым вышла к левому берегу Днепра.

В предыдущих боях дивизия потеряла значительную часть личного состава и техники, ив момент форсирования Днепра в составе полков было по одному батальону с ограниченным количеством огневых средств. На 29.9.43г. личный состав стрелковых полков составлял 1933 человека, стрелковые роты в среднем имели 27 человек…».

Но нужно было не позволить противнику укрепиться на правом берегу, и на его «плечах» переправиться на правый берег. Части дивизии стали вести подготовку к переправе. В течение 29 сентября велась разведка удобных мест для переправы, наблюдение за противником. Из местных материалов подготавливались переправочные средства, подвозились боеприпасы. К исходу дня были подготовлены 18 плотов, 4 рыболовных лодки, между полками были распределены и оставшиеся «табельные» средства 4 малых надувных лодки и 3 лодки «А-3».

Форсирование Днепра. Осень 1943г.

Местом для переправы было определен участок в районе Коноплянка и Колиберда. На правом берегу реки противник имел усиленное боевое охранение в составе около 50 человек. Два дивизиона артиллерийских орудий и шестиствольные минометы занимали позиции в селе Успенское и на высотах правобережья Днепра.

Район села Успенское представлял сильно укрепленный опорный пункт обороны противника. Северо-западную окраину села прикрывала сплошная траншея с пулеметными гнездами, которые позволяли «фланкировать» огнем наступающих. В распоряжении противника было 13 танков. В общем, немцы чувствовали себя уверенно, не ожидая столь быстрого развития событий.

Около 8-ми часов вечера передовые отряды двух полков 89-й гв сд переправились через Днепр и сбили с позиций немецкое боевое охранение. Артиллерийские орудия, приданные первому эшелону наступающих, должны были переправляться с боевыми порядками пехоты. Но переправить всю артиллерию дивизии не удалось. В течение ночи на 30 сентября пехотинцы благодаря фактору внезапности и решительным действиям расширили плацдарм на правом берегу и вышли на подступы к селу Успенское. На плацдарм стали переправляться основные силы дивизии. При форсировании Днепра потери дивизии составили 16 человек погибшими и утонувшими, 11 человек были ранены.

Схема боев за плацдарм у с.Успенское

Но противник, подтянув резервы, попытался исправить положение. На позиции десанта полезли танки, поддерживаемые автоматчиками. Командованию 89-й гв сд удалось переправить на плацдарм артиллерийские орудия 45 мм и 76 мм только 1-го и 2-го октября. Ожесточенные бои за плацдарм продолжались до вечера 5-го октября 1943 года: защитники  плацдарма стойко держали оборону и контратаковали противника…

В январе 1974 года богучарская районная газета «Сельская новь» опубликовала очерк (!) писателя А.И. Гринько «У днепровских круч». В очерке говорилось о ратных подвигах уроженца Богучарщины Никанора Рубцова. О форсировании Днепра и боях за правобережный плацдарм писатель Гринько рассказал (конечно, в определенной литературной обработке) со слов наводчика противотанкового орудия Фёдора Терентьевича Дачко, воевавшего в составе орудийного расчета Никанора Рубцова. Предлагаю выдержки из рассказа однополчанина Фёдора Дачко: «…Небольшой самодельный плотик Рубцова нырял в волнах бурлящей реки, то вдруг мелькал черной точкой на освещенной поверхности реки, то исчезал в смолиной густоте ночи. Течение сносило плот, Рубцов заранее предусмотрел это и начал переправляться несколько выше того места, куда надо было пристать. Рядом рвались мины и снаряды. Артиллеристов то и дело обдавало холодными брызгами. Они уже промокли до нитки. В другое время от такой предрассветной октябрьской купели не попадал бы зуб на зуб. Но сейчас гвардейцам было жарко. Они изо всех сил гребли веслами, досками, лопатами. Вот и крутая скала. Под ее защитой плотик подошел к берегу.

А фашисты уже бросились в решительную атаку на защитников плацдарма. За цепями пехоты двигались танки. Для борьбы с ними стрелки обладали только гранатами. Но много ли сделаешь «карманной артиллерией»? Один танк подорвешь, другой раздавит тебя. Фашисты обнаглели, уверенные, что у русских нет на этом берегу артиллерии.

- Ошибаетесь, гады, мы уже здесь, - крикнул в темноту Фёдор Дачко.

Позицию пришлось занимать прямо у берега, на оборудование ее не было времени. Пока расчет приводил пушку к бою, Рубцов выдвинулся немного вперед, стал, пригнувшись за бугорком. В предрассветной мгле хорошо были видны вспышки танковых орудий.

Герой Советского Союза Ф.Т. Дачко

- Четыреста метров, - безошибочно определил командир орудия и тут же приказал открыть огонь по головной машине.

- Есть, бронебойным! повторил команду заряжающий. Лязгнул замок. Грянул выстрел. Первый же снаряд угодил в цель. Головной танк тут же взорвался, потом загорелся. Такая же участь постигла и вторую машину. Танки остановились. Попятились назад.

- Молодцы, ребята! Давай теперь по пехоте осколочными, - приказал Рубцов. Артиллеристы одну за другой подавили две пулеметные точки, уничтожили до взвода вражеских солдат. Атака была отбита. Дачко от радости даже запел свою любимую:

И если фрицу мало

По черепу попало,

Тогда расчет у пушки запоет:

Дядя Федя, поставь прицел четыре…

Вдруг он прервал пение и закричал:

- Опять панцирники прут!

- Вижу! отозвался Рубцов.

Расчёт снова ударил по танкам бронебойными. Враг уже засёк артиллеристов. Снаряды все ближе рвались около орудия. Но гвардейцы смело приняли неравную дуэль. Им удалось подбить еще два танка.

Немецкая самоходка подкралась по лозняку и с расстояния в 150 метров ударила по гвардейцам.

- Бронебойные кончились! сквозь грохот боя донеслось до Рубцова.

- Лупи осколочными! крикнул в ответ Рубцов и тут же упал, сраженный осколком. Кто-то из бойцов кинулся к командиру, хотел перевязать.

- Не время заниматься этим! Давай снаряды. Огонь! прохрипел Рубцов. Обливаясь кровью, он продолжал управлять расчётом до тех пор, пока и эта атака фашистов не была отражена.

Четыре танка и самоходку, пять автомашин с боеприпасами, шесть пулеметных точек и около двухсот солдат и офицеров противника уничтожил расчет Рубцова в то утро.

- Если бы не вы, не удержать бы нам плацдарма, - говорили после боя стрелки артиллеристам. И это было правдой. В такой схватке даже одно орудие имело большую силу. Оно на много усилило нашу оборону, подняло дух защитников плацдарма, а главное взяло не себя всю тяжесть борьбы с танками.

Товарищи перевязали Никанора Трофимовича, бережно отнесли его в лодку. Но левого берега он не достиг. Он скончался на середине реки. Отважного артиллериста похоронила в селе Кобелячек Кременчугского района Полтавской области. Вместе с Фёдором Дачко и еще тридцатью пятью другими гвардейцами 89-й дивизии, отличившимися при форсировании Днепра, Никанору Трофимовичу Рубцову было присвоено звание Героя Советского Союза…».

Согласно донесению о потерях штаба 89-й гв сд гвардии сержант Рубцов умер от ран 5-го октября 1943 года…

В тот день части 89-й стрелковой дивизии вели бои на плацдарме. Оперсводка 218 к 22-00 5.10.43 штаб 89 гв сд сообщала: «1. Противник, занимая прежний рубеж обороны, продолжает активную оборону Успенское. В 15-00 свыше роты пехоты при поддержке 3-х танков контратаковали из р-на отм.59,5 в направлении 61.1, огнем и в результате рукопашной схватки, понесши большие потери, был отброшен в исходное положение. На протяжении суток ведет усиленный пулеметный и минометный огонь по боевым порядкам дивизии…

2. Части дивизии в ночь на 5.10, усиленными ротами вели активные действия по расширению плацдарма успеха не имели. В 12-30 во взаимодействии с 48 ск атаковали противника и продвижения не имели.

15-00 16-30 279 гв сп огнем, а в последствии в рукопашном бою отбил контратаку противника, нанесши ему большие потери. Частям дано распоряжение о переправе на левый берег р.Днепр, оставив по одной трети сил для прикрытия плацдарма…».

Фото могилы в с.Кобылячек Полтавской области. Источник: https://www.shukach.com

В ночь на 6-е число по приказу командования части 89-й гв сд передали позиции на плацдарме 116 стрелковой дивизии, и перешли на левый берег Днепра…

Никанор Трофимович Рубцов был захоронен в братской могиле с. Кобелячек Кременчугского района Полтавской области…

+2
1.16K
Нет комментариев. Ваш будет первым!