Никанор Рубцов. «Стоять насмерть!» Часть 2-я.

А первые итоги советского контрнаступления под Сталинградом действительно были впечатляющими. В окружение попала немецко-румынская группировка, о численности которой советское командование первоначально имело неверные, сильно заниженные сведения. В «котле» же оказались «запертыми» более 300000 солдат и офицеров противника. С наскока разгромить такую группировку оказалось не под силу. Потому настало время боёв на «истощение». Ведь время играло на нашей стороне…

В начале декабря 1942 года подразделения 304-й стрелковой дивизии после форсирования Дона и занятия хутора Вертячего выдвинулись к внутреннему кольцу окружения. Батареи противотанкового дивизиона придавались стрелковым полкам, поддерживая своим огнём действия пехоты. Артиллеристы из 45-мм орудий прямой наводкой вели огонь по немецким танкам, подавляли огневые точки противника, уничтожали его живую силу, отражали контратаки.

О напряжении декабрьских боёв можно судить по «Журналу боевых действий 378-го оиптдн 304 сд за период с 28.11.1942г. по 13.12.1942г.». Вот, описание действий дивизиона Никанора Рубцова только за один день 6 декабря 1942 года:

«…1-я батарея поддерживала 2/807 сп, вела огонь по танкам противника, выпущено 4 снаряда. 2-я батарея поддерживала 812 сп, огонь не вела. Ранены сержант Ермолаев, красноармейцы Соболев, Сизоненко, Барсуков. 3-я батарея поддерживала 2/812 сп, вела огонь по танкам, огневым точкам и пехоте противника, подбит один средний танк, 3 ручных пулемета с прислугой, 1 повозка с двумя лошадьми, 2 наблюдательных пункта и до 70 солдат противника.

В бою отличились ст.сержант Голота, ст.сержант Дзюбенко, сержант Меньших и ст.сержант Потехин. Все эти товарищи своим личным примером, увлекая за собой свои расчеты, выкатывали свои орудия на открытую огневую позицию и в упор (когда пехота отошла, и орудия остались без поддержки) расстреливали живую силу и огневые точки противника. Ст.сержант Потехин со своим расчетом подбил 1 средний танк на юго-восточных склонах выс. 126.7 в районе Дмитриевки. В бою ранены сержант Меньших, сержант Анисимов, мл.сержант Калимбет, умер от ран зам.политрука Калмыков…».

Район высоты 126.7, на топографических картах времен ВОВ отмеченной как «Казачий курган», стал местом изнурительных сражений декабря 1942г. начала января 1943г. Противник оборонял высоту, прикрывавшую подходы к действующим аэродромам в Гумраке и Питомнике, до последней возможности.

Схема расположения частей 304 сд в обороне на 27.12.1942г. Обозначена высота 126.7 "Казачий курган".

27 декабря 1942 года в одном из боёв за «Казачий курган» отличился наш земляк Никанор Рубцов. Как указано в его наградном листе, в тот день «…. в период боя в районе Казачий Курган нашим подразделениям не давали продвигаться вперед огневые точки противника, т. Рубцов, работая наводчиком, выкатил свою пушку на открытую огневую позицию и прямой наводкой уничтожил 4 пулемёта противника с прислугой, где был ранен, но с поля боя не ушёл. Одновременно автоматчики пытались пройти с фланга, но т. Рубцов, будучи раненым, открыл огонь и уничтожил 40 солдат и офицеров, этим обеспечил продвижение наших подразделений вперед…». За этот бой Никанора Трофимовича представили к награждению медалью «За отвагу». Но командир 65-й армии генерал-лейтенант Павел Иванович Батов на наградном листе воина сделал собственноручную резолюцию: «достоин правительственной награды ордена Отечественной войны 1-й степени». Этот орден стал первой наградой Никанора Рубцова.

10 января началась наступательная операция Донского фронта под кодовым названием «Кольцо». Планом операции предусматривалось нанести по окруженной группировке удар с запада, затем с юга, с последующим рассечением войск противника и уничтожением их по частям. По воспоминаниям артиллериста Георгия Никитовича Ковтунова (впоследствии Героя Советского Союза) «…дивизию (304-ю сд С.Э.) перебрасывали то чуть северней, то чуть южней, но общее направление сохранялось прежним: на Сталинград. Мы шли к городу с северо-запада, все теснее сжимая кольцо окружения, расчленяя вражескую группировку на части… Гитлеровцы сопротивлялись отчаянно, цепляясь за каждый бугорок, каждую траншею. Их упорство подогревалось неоднократными обещаниями фюрера оказать окруженным помощь. И страх перед расплатой за совершенные злодеяния заставлял фашистов драться до последнего, особенно в начале завершающих боев…».

Наступающие части Донского фронта оттесняли противника к развалинам Сталинграда, и к концу января 1943 года остатки окруженной группировки удерживали  только небольшую по площади территорию в самом городе.

Расчет противотанкового орудия 45 мм в бою на подступах к Сталинграду. Январь 1943г.

304-я стрелковая дивизия к тому времени получила почетное звание «67-й гвардейской». Части дивизии подошли к поселку «Баррикады» на северо-западной окраине города. Сопротивление окружённого противника продолжалось до 2-го февраля 1943 года. После капитуляции штаба 6-й немецкой армии её солдаты и офицеры стали массового сдаваться в плен. Так закончилась одна из самых грандиозных битв в истории человечества.

После излечения в дивизионном медсанбате Никанор Рубцов вернулся в свою часть, как и дивизия, получившую почётное гвардейское звание. 73-й отдельный гвардейский истребительный противотанковый дивизион так теперь в официальных документам именовалась «новое» место службы Никанора Трофимовича.

 В 20-х числах февраля 1943 года подразделения дивизии по железной дороге были переброшены в район города Елец современной Липецкой области вести подготовку к предстоящим боям. К 11 марта 1943г. части 67-й гв сд совершили марш Ливны Колпны Свобода Курск и сосредоточились на западной окраине Курска.

Георгий Никитович Ковтунов вспоминал: «…Несколько дней дивизия находилась в резерве Центрального фронта. Затем — снова в путь. Теперь — в район города Обоянь, где развернулся командный пункт Воронежского фронта…  Обстановка на нашем участке фронта складывалась, к сожалению, не в пользу советских войск. В начале месяца гитлеровцы нанесли сильный удар из района Люботина, 16 марта сумели вновь овладеть Харьковом и пытались развить успех на белгородском направлении. Нам, уже не раз встречавшимся с врагом в подобных ситуациях, было предельно ясно, как трудно сейчас приходится тем, кто сдерживает яростный натиск. Вскоре поступил приказ: двигаться в сторону Белгорода…».

В 20-х числах марта дивизия заняла свой участок обороны в районе населенных пунктов Шепелевка, Луханино, Дмитриевка, Ольховка современной Белгородской области. Батареи «сорокапяток» придавались стрелковым полкам. Завязались бои местного значения за господствующие высоты, отдельные населенные пункты.

Рано утром 12 апреля 1943 года противник попытался прорваться к селу Драгунское, там занимали позиции подразделения 201-го гвардейского стрелкового полка с приданной 1-й батареей противотанкового дивизиона.

Согласно оперативной сводки 0122 от 12.04.1943г. (к 16-00) «… в 5-30 12.04.43г. противник силой до усиленной роты, усиленной саперами, при поддержке мощного артогня и минометов, с применением гранатометов, с большим количеством автоматов и пулеметов, атаковал боевые порядки ПО 2 с направления роща, что 700 м. северо-восточнее КАЗАЦКОЕ и ЛОГ КРУТОЙ, ворвался в село Драгунское…».

В этом бою командир противотанкового 45-мм орудия 1-й батареи младший сержант Никанор Трофимович Рубцов получил тяжелое ранение. Выдержка из его наградного листа: «…Тов. Рубцов умело маневрируя между строениями, стал уничтожать наседавшего противника. Во время боя противнику удалось вывести из строя соседнее орудие, ведущее огонь по наступавшему противнику с фланга. Тов. Рубцов, оценив обстановку, приказал своему орудию вести огонь в прежнем направлении, оставил у орудия двух человек, с остальными бойцами стал отражать противника из винтовок и автоматов. Противник, не выдержав огня, обратился в бегство, оставив на подступах к орудию 6 убитых солдат, и до 10 солдат было ранено. В период боя тов. Рубцов был ранен, но не ушел с поля боя, продолжая руководить боем. Только когда вторично получив одновременно две раны и будучи в бессознательном состоянии, тов. Рубцова унесли с поля боя…».

Рота 201-го полка контратакой выбила немцев из Драгунского к 9-00 утра. Противник потерял в том бою до 75 солдат и офицеров убитыми и ранеными. На поле боя остались не эвакуированными 17 трупов немецких вояк из 6-ой роты 339-го пехотного полка 167-й пехотной дивизии.

Приказом по частям 67-й гв сд от 26.04.1943г. за этот бой Никанор Рубцов был награжден орденом Красной Звезды.

Продолжение следует...

+2
1.04K
Нет комментариев. Ваш будет первым!