Истребители. Часть 1-я. Аэроузел Краснофлотское.


В далёком 1974 году на киноэкраны Советского Союза вышел фильм кинорежиссёра Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Этот кинофильм о военных буднях лётчиков-истребителей по праву считается одним из лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне. Он быстро разошёлся на цитаты, стал любимым уже для нескольких поколений зрителей на территории бывшего СССР.

Но мало кому известно, что у героев фильма – гвардии капитана Титаренко с позывным «Маэстро» и лётчиков его «поющей» второй эскадрильи - были свои реальные прототипы. Образ командира эскадрильи, прекрасно сыгранный Леонидом Быковым, «срисован» с двух лётчиков 5-го гвардейского истребительного авиаполка (5-го гв. иап) – командира эскадрильи Ивана Павловича Лавейкина (Героя Советского Союза) и командира звена Виталия Ивановича Попкова (дважды Героя Советского Союза). Ветераны полка впоследствии и рассказали Леониду Быкову множество интереснейших историй, включенных режиссёром в окончательный сценарий кинокартины. Кстати, молодые лётчики из фильма: «Ромео», «Смуглянка» и «Кузнечик» - тоже имели своих реальных прототипов.

На фото лётчики 5-го гв. иап В.И. Попков (слева) и И.П. Лавейкин (справа). 1943г.

А тот факт, что лётчики-истребители 5-го гв. иап в составе 207-й истребительной авиадивизии 3-го смешанного авиакорпуса 17-й воздушной армии обеспечивали наступление советских наземных войск в ходе операции «Малый Сатурн» - известен только узкому кругу военных историков и любителей авиации. И базировался 5-й гвардейский авиаполк в декабре 1942 года на аэродромах в Петропавловском районе Воронежской области и в селе Радченское Богучарского района, куда перелетел в середине января 1943 года после освобождения от врага правобережья Дона.

Наш рассказ о тех героических днях, и о лётчиках 5-го гвардейского истребительного авиаполка…

На территории Петропавловского района Воронежской области относительно недалеко от линии фронта располагался имевший важное значение аэроузел Краснофлотское. Полевые аэродромы располагались у сёл Краснофлотское, Березняги, Новотроицкое и хутора Огарев. На этих аэродромах базировалась советские истребительные авиаполки. Штурмовая и бомбардировочная авиация дислоцировалась на удаленных от фронта аэродромах Калачеевского аэроузла, в Таловском районе и в Бутурлиновке.

Схема базирования частей 3-го сак на 16.12.1942г. Источник: ЦАМО РФ.

Из книги о боевом пути 5-го гв иап «Гвардейцы в воздухе»: «…В начале ноября (1942г. – С.Э.) в полк пришел короткий приказ: прибыть во второй запасной авиаполк на одной из станций Горьковской области за получением новых самолетов.

Приказ не обсуждался, но все без исключения — командир полка, летчики, техники — волновались за судьбу наземных войск, которые вдруг лишались прикрытия. Когда предстояло покидать на некоторое время фронт, одолевало чувство какой-то вины.

На аэродром прилетел новый полк на «яках». Фронт не оголялся. Но все равно летчики нервничали, хотя и понимали, что их ждет учеба, новый, более современный истребитель.

Из запасного авиаполка к нам прибыли Александр Мастерков, Анатолий Беляков, Иван Сытов, Николай Сверлов, Александр Орлов, Александр Пчелкин, Александр Остапчук, Николай Анцырев. Большинство из них были летчиками-инструкторами в авиаучилищах, имели хороший налет, написали не один десяток рапортов, пока не попали в действующую армию.

Командир полка Василий Александрович Зайцев и его заместитель по политчасти внимательно познакомились с каждым вновь прибывшим. Так было заведено. С первой же минуты новички ощущали отеческую заботу. Им подробно рассказывали историю полка, внушали уважение к овеянному славой Гвардейскому полковому знамени. При получении назначения в эскадрильи их торжественно представляли личному составу.

Зайцев любил откровенные беседы с рядовыми гвардейцами. Рассказывал им о подвигах Соколова, Онуфриенко, Нюнина, Мочалова. Ведь почти с каждым из прославленных летчиков он сам летал, видел их в бою.

Молодые летчики брали схемы и знакомились с проведенными боями. Постигали новые тактические приемы. А пока в полку шло доукомплектование.

Командирами эскадрилий стали обстрелянные в воздушных схватках Николай Киянченко, Иван Лавейкин и Николай Дмитриев…

На фото командиры эскадрилей 5-го гв.иап Н.П. Дмитриев (слева) и Лавейкин И.П. (справа). Источник фото: airforce.ru

…Теперь нам предстояло овладеть новым самолетом Ла-5 — скоростным, маневренным истребителем. Он как бы символизировал непрерывное движение нашей техники вперед. По мощности мотора и огня Ла-5 превосходил немецкие истребители. Летный и технический состав принялся осваивать машину.

Занимались, не жалея сил. Только бы скорее, скорее... Полк готовился к новым боям, новым победам.

По ежедневным сводкам Информбюро было очевидно, что под Сталинградом готовится решительное сражение. И переброска полка была связана с этим. Командование торопило быстрей овладеть грозным истребителем, слетаться парами, отстреляться.

Со временем и погодой не считались. 15 декабря 1942 года полк в составе 207-й истребительной авиационной дивизии 3-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии приступил к боевой работе в средней излучине Дона.

16 декабря войска Юго-Западного фронта перешли в наступление. В первые часы операции авиация не смогла поддержать войска, которые, встретив упорное сопротивление противника, продвигались медленно. Но в середине дня, когда распогодилось, эскадрильи штурмовиков и бомбардировщиков под прикрытием истребителей обрушили бомбовые удары на оборону противника и его тыл…».

В действительности же, истребительные авиаполки 207-й иад начали свою работу по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков только с 19 декабря 1942 года, по прибытию на аэродромы Краснофлотского узла.

Лётчики 5-го гв. иап в течение 19 декабря 1942 года перегоняли самолёты Ла-5 с аэродрома Нижне-Каменка на аэродром у села Новотроицкое Петропавловского района. К концу дня полк перегнал 20 самолётов. На соседний аэродром в Березнягах садились истребители Як-1 814-го истребительного авиаполка.

Но следующий день 20 декабря по погодным условиям оказался «нелётным». Полки 207-й авиадивизии занимались восстановлением материальной части. И только 21-го числа истребители 5-го гв. иап совершили свои первые разведывательные вылеты в район Чертково, Кутейниково, Сетраковский.

- Ну как у тебя там? Как у тебя там, Маэстро?

- Нормально... Падаю...

25-го декабря авиаполк выполнял задачу по прикрытию наземных войск, наступавших по направлениям: Богучар – Мешковская – Волошино – Красновка. С самолётами противника в тот день летчики полка в воздухе не встретились. Не удалось провести и штурмовку немецкого аэродрома в Гартмашевке – так как бомбардировщики противника к моменту подлёта истребителей Ла-5 к Гартмашевке уже покинули зону аэродрома. Но без происшествий в тот день обойтись не удалось: лётчик 2-й авиаэскадрильи и ведомый Виталия Ивановича Попкова гвардии младший лейтенант Александр Иванович Пчёлкин из-за неисправности материальной части произвёл вынужденную посадку в 4-х километрах к юго-западу от села Новотроицкое. К счастью, пилот Пчёлкин (впоследствии – Герой Советского Союза) остался жив.

На фото лётчик 5-го гв. иап А.И. Пчёлкин

А впереди лётчиков ждали новые бои, первые победы над немецкими асами и гибель боевых товарищей…

- Между прочим... Где мои сто грамм за сбитый?

- Я непьющий. Но - дело принципа!

Так описывается один из воздушных боёв авиаполка в районе села Новая Калитва Россошанского района в книге «Гвардейцы в воздухе»: «Первым в полку счет сбитых вражеских самолетов на Юго-Западном фронте открыл гвардии старший лейтенант Игорь Шардаков. Встретив при патрулировании в районе Новая Калитва четыре Me-109, он смело атаковал ведущего группы. Остальных связали боем гвардейцы Виталий Попков и Николай Макаренко. После первой меткой атаки Шардакова вражеский самолет на высоте триста метров перевернулся на спину и врезался в землю. Опасаясь разделить участь ведущего, три Me-109 удрали…».

Этот бой произошел 26-го декабря 1942г. В «Журнале боевых действий» 207-й иад за 26-е декабря есть такая запись: «… в 15-10 на высоте 1500 м. над целью встретили 5 Ил-2, которых начали прикрывать. Ил-2 штурмовали западную окраину Н.Калитва и мост через реку Калитва. Во время штурмовки на высоте 400 м. к Ил-2 подошло 2 Ме-109 и атаковали их. 3 Ла-5, заметив «мессеров», атаковали их и навязали им воздушный бой. В результате лейтенант Шардаков сбил один Ме-109, который упал в районе Новая Калитва. В это время к месту боя подошли еще два Ме-109, которые сходу атаковали Емелина. Лейтенант Емелин был сбит и врезался в землю. Остальные Ла-5 стали атаковать «мессеров», но они боя продолжать не стали и ушли курсом на запад…».

Лейтенант 5-го гв. иап Емелин Алексей Яковлевич считается пропавшим без вести 26-го декабря 1942 года…

- Будем жить!

На фото лётчик 5-го гв.иап И.А.Шардаков

В «Журнале боевых действий» 207-й иад указано, что в тот же день 26.12.1942г. не вернулись из боевого задания два летчика 5-го гв. иап - Бикмухаметов и Жаров. О воздушном бое и гибели уроженца Казани Ибрагима Бикмухаметова, на счету которого был удачный таран немецкого истребителя, совершенный смелым лётчиком в августе 1942 года, рассказывается в книге «Гвардейцы в воздухе»: «…Во второй половине дня наша пара самолетов во главе с заместителем командира третьей эскадрильи гвардии старшим лейтенантом Бикмухаметовым заметила в районе Богучара трех фашистских истребителей.

— Прикрой, атакуем! — передал Ибрагим по радио.

С первой же атаки был сбит Me-109. Но сверху на отважную пару свалилась еще четверка фашистских истребителей.

Самолет ведущего нашей пары подбили, летчика ранили. Он не выходил из боя, пока машина слушалась рулей. Неожиданно мотор стал давать перебои. Спасти машину во что бы то ни стало! И летчик пошел на вынужденную посадку с убранными шасси. Но неудачно. Так погиб Бикмухаметов...

Схема последнего боя И.Ш.Бикмухаметова  у села В.Мамон. Источник: ЦАМО РФ

Трудно забыть скромного пилота, награжденного тремя боевыми орденами. Жизнь его оказалась слишком короткой. В полку хорошо знали его биографию. Работал в Казани на заводе синтетического каучука, одновременно учился в городском аэроклубе. Потом учеба в Борисоглебской военной летной школе.

Похоронили его в деревне Верхний Мамон, недалеко от места вынужденной посадки…».

Из «Отчета о боевой работе 207-й истребительной авиадивизии за декабрь 1942г.»: «… 26.12.1942 во время прикрытия наземных войск в районе Верхний Мамон на 500 м. наши 2 ЯК-1 (старший лейтенант Бикмухомедов и лейтенант Жданов) были внезапно атакованы 3 Ме-109. Первую атаку произвели со стороны солнца спереди под углом 40 градусов в строю пеленг и с первой же атаки подбили самолет Жданова.

На фото летчик 5-го гв. иап И.Ш.Бикмухаметов

Бикмухомедов после первой же атаки ушел с набором высоты для занятия выгодной позиции. Ме-109 также ушли вверх и повторили атаку сверху сзади. При второй атаке один Ме-109 проскочил Жданова и преследовал Бикмухомедова. Жданов, несмотря на свой подбитый самолет, атаковал в хвост с дистанции 200-150 м., но в это время был сам атакован остальными 2 Ме-109: одним сверху, вторым снизу сзади. Самолет Жданова загорелся и пилот выбросился на парашюте с высоты 150 м. на своей территории, прибыл в часть. Самолет сгорел. По показанию наземных частей пилот Бикмухамедов продолжал бой с 2 Ме-109 и был сбит в районе Верхний Мамон. Пилот погиб, самолет разбит. Решающее значение в этом бою сыграла внезапность атаки со стороны противника и недостаточная бдительность со стороны наших экипажей…». 

Удалось установить, что ведомым Ибрагима Бикмухаметов в тот день был лейтенант Борис Сергеевич Жданов. Он получил ранение…

Продолжение следует...

+1
80
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!