«Простите, что я Вам долго не писал…». Часть 3

А командир 15-го стрелкового корпуса генерал-майор Привалов посчитал причиной неудачи операции «… трусость и потерю управления как в батальоне, так и в ротах, в результате чего роты отошли в панике и без боевых порядков…». Рассерженный Привалов приказал командиру 350-й дивизии выполнить приказ силами 3-го стрелкового батальона 1180-го полка с нанесением удара в район курганов +0.8 и +0.5. Начало атаки – в 22-00 12 декабря…

Небольшое отступление: судьба Петра Фроловича Привалова оказалась трагической - 22 декабря 1942 года в районе Кантемировки автомашина командира 15-го стрелкового корпуса попала в засаду, раненым он попал в плен к немцам. Прошёл несколько концлагерей, а в мае 1945 года из плена его освободили американские войска. Был репатриирован в Советский Союз. Во время проверки в главном управлении СМЕРШ Привалова самого обвинили в трусости и в том, что он, будучи в плену, сотрудничал с немцами. В декабре 1945 года Привалова арестовали и отдали под суд. В 1951 году он был приговорен к высшей мере наказания (ВМН) - расстрелу. 31 декабря 1951 года приговор был приведен в исполнение. В 1968 году Петра Фроловича Привалова посмертно реабилитировали… из-за отсутствия состава преступления[1].

На фото герой боёв за Дерезовку командир 1-го стрелкового батальона 1180-го стрелкового полка Матвей Матвеевич Ходко. 1943г. Источник https://pamyat-naroda.ru/

А в декабре 1942 года, выполняя приказ Привалова, только в ночь с 12-го на 13-е двум батальонам 1180-го полка удалось «зацепиться» за правый берег Дона. Помогло успеху наступавших и то, что часть дзотов противника, расположенных по берегу, была уничтожена советской артиллерией. Группа бойцов 1-го батальона (до 50 человек) под командованием гвардии старшего лейтенанта Матвея Матвеевича Ходко[2] закрепилась на узкой полоске берега, в домиках, расположенных на берегу Дона. Смельчаки несколько суток героически защищали плацдарм глубиной до 100 метров. Привожу выдержку из наградного листа Матвея Ходко, который: «… во время боёв полка с 11 по 16.12.42г. за деревню Дерезовка, проявил доблесть, волю, мужество и отвагу. В тот момент, когда часть батальона была переправлена и находилась в очень тяжелых условиях на берегу Дона, занятом противником, тов.Ходко… сумел под ураганным огнём противника быстро переправить остатки батальона и с ними переправился сам. Выбравшись на берег Дона… тов.Ходко несмотря на весьма сложную обстановку и условия, стремительным броском выбил противника из его блиндажей и дзотов, занял и в них закрепился. Противником было предпринято 12 контратак с применением огнемётов… однако под руководством тов.Ходко все контратаки были отражены…»[3].

Сосед справа – 3-й батальон – наступал западнее на курганы +0.8 и +0.5, форсировав Дон, преодолевая упорное сопротивление противника, к 02-30 14.12.1942г. достиг рубежа 800-1000 метров северо-восточнее курганов. Батальон нёс большие потери: получили ранение командир батальона, член ВКП (б), старший лейтенант Михаил Алексеевич Юсов, лично поднявший в атаку залегших под огнём бойцов батальона, и его заместитель, погибли командир 7-й роты лейтенант Константин Иванович Шандо, 8-й роты – старший лейтенант Александр Иванович Волков.

Предположительно, сержант Василий Прокатов погиб в ночь с 12 на 13 декабря 1942 года, или на следующий день. Хотя документы о потерях утверждают, что погиб Василий 12 декабря. Но не стоит забывать и субъективный фактор, и недостатки в учете безвозвратных потерь, и неразбериху первых дней наступления. Мы можем только предполагать…

На схеме расположения батальонов 1180-го сп отмечен занятый 1-м батальоном небольшой плацдарм на правом берегу в районе церкви. Указаны курганы +0,5 и +0,8 к западу от Дерезовки, за которые сражался 3-й батальон полка. Источник https://pamyat-naroda.ru/

Упоминавшийся ранее капитан Литвиненко в письме от 8 июля 1943 года сообщает обстоятельства гибели Василия Прокатова его отцу: «…14 декабря 1942г. мы начали наступление, перед нами был Дон, его надо было на рассвете форсировать. Ранее утром часть подразделений перешла Дон под покровом ночи, завязался ночной жестокий бой. В 8 часов утра подразделению, где был Ваш сын командиром отделения, нужно было перейти Дон для поддержки своих товарищей. Вот тут-то и завязался бой не на жизнь, а на смерть, огонь противника не давал поднять голову.

Василий возглавил лучших бойцов, вызвался добровольно пойти и уничтожить один дзот, с которого вели огонь два немецких пулемёта. Пробираясь ползком, тщательно маскируясь, они поползли к дзоту. В метрах в 50-ти они были обнаружены, открыли по ним шквальный огонь. Однако это не остановило смелого, храброго Прокатова, он поднялся во весь рост, призывая своих товарищей «За Родину! За Сталина!», бросился вперед, но, не добежав 20 метров до дзота, был ранен, но не растерялся, бросил гранату, уничтожил расчет одного пулемета. Потом, добежав до дзота, был еще раз ранен и своим телом прикрыл амбразуру второго пулемета.

На этой амбразуре он и остался до тех пор, пока не подоспели его товарищи. Своей смертью он дал возможность перейти другим подразделениям Дон и развить начатое наступление. Многие боевые товарищи обязаны ему своей жизнью, и теперь жестоко рассчитываются с этими подлыми варварами…».

К сожалению, немного удалось найти достоверных воспоминаний очевидцев подвига Василия Прокатова. Видимо, многие из тех, кто в тот декабрьский день вместе с ним форсировал Дон под шквальным огнём противника, не дожили до Победы. В операции «Малый Сатурн», освобождая правобережье Дона, 350-я стрелковая дивизия понесла большие потери, а весной 1943 года попала в окружение в районе Харькова… Многие документы были навсегда утеряны.

На снимке И.М. Сыровой, ветеран 350-й сд, 1985г. 

Источник: http://lugovoe36.ru/

В конце 1980-х годов отозвался Илья Михайлович Сыровой из села Расковка Богучарского района: по его словам, он воевал в 350-й дивизии, и во время боёв за Дерезовку «…они с В.Н. Прокатовым вместе забрались на гору и пытались из автоматов и гранатами уничтожить огневую точку. Но всё безрезультатно. В.Н. Прокатов приблизился совсем близко к дзоту, но так как гранаты кончились, он пожертвовал собой и бросился на пулемёт, закрыв своим телом амбразуру дзота. Бойцы бросились вперед, выбили итальянцев из окопов и захватили небольшой плацдарм»[4].

Ветеран 1176-го полка 350-й стрелковой дивизии Бранислав Николаевич Зажицкий (он ровесник Василия Прокатова) сообщил: «…. Василий Прокатов в составе 1180-го стрелкового полка начинал форсирование со своим отделением в авангарде (передние цепи). Когда они вышли на середину Дона, то выяснилось, что одна огневая точка начала работать, хотя все остальные были подавлены. Эта точка выкашивала бойцов. Прокатов выдвинулся вперед, пытался подавить гранами, но безуспешно. Тогда он принял единственное правильное решение закрыть грудью амбразуру. Отделение выдвинулось вперед и продолжило бой. Это было в районе села Дерезовка.

Как только полки вышли на противоположный берег, где двигался и 1180-й полк, то нам был объявлен приказ, в котором шла речь о подвиге Василия Прокатова и о значении. В приказе шла речь и о присвоении имени Героя его роте. Это было 12 декабря 1942 года. Именно это событие позволило нам завершить операцию и планы немцев были сорваны…».

На снимке ветеран 350-й сд Зажицкий Б.Н. 2018г. Источник http://zarya-chern.ru/

А сохранилось ли извещение о гибели, в просторечии «похоронка»? Этот документ мог бы дать ответ на многие вопросы. По воспоминаниям родной сестры Василия Прокатова Тамары, извещение о гибели Василия приходило другой его сестре – Валентине Тузовой (Прокатовой). Почему так случилось – рассказывала сама Тамара Прокатова: «А всё, по-моему, произошло вот из-за чего. Когда Вася ехал на фронт, он оказался на станции Коноша, где жила наша сестра Валя. Они давно не виделись, и встреча была долгожданной. Тогда Василий на своём солдатском медальоне написал адрес именно Вали: похоронка пришла ей, а не родителям. Сестра долго не решалась сказать нам, что брат погиб. Даже когда вышла статья в газете о присвоении ему звания Героя Советского Союза, в ней не было указано «посмертно». Мы думали, что он жив... Когда Валентина всё-таки открыла нам страшную тайну, Матросов уже повторил подвиг брата. И об этом сразу все узнали, а о Васе – гораздо позднее»[5].

Копия этого извещения хранится в музее средней школы № 15 города Вологды. Вот, полный текст извещения, датированного 15 декабря 1942 года: «Ваш брат, командир отряда 1180 сп сержант Прокатов Василий Николаевич, уроженец Вологодской области, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 12 декабря 1942 года. Похоронен на северном берегу Дона около с.Дерезовка, Мамоновского района Воронежской области».

Копия извещения о гибели Василия Прокатова. Дата документа 15.12.1942г.



[1] Великая Отечественная. Комкоры. Военный биографический словарь / Под общ. ред, генерал-полковника М. Г. Вожакина. — М.: Жуковский; Кучково поле, 2006. — ISBN 5-901679-08-3. — Том 1. — 672 c. — ISBN 5-901679-11-3 (Том 1).

[2] Матвей Матвеевич Ходко, в декабре 1942г. командир 1-го стрелкового батальона 1180-го стрелкового полка. В боях за Дерезовку проявил исключительное мужество и героизм, был представлен к награждению Орденом Ленина. Но был награжден Орденом Красного Знамени. Погиб 19.08.1943г. в боях за освобождение Украины.

[3] ЦАМО РФ, Фонд 33, Опись 682525, Единица хранения 150.

[4] http://bogrom13.narod.ru/ws14.htm

[5] Кузнецов И. Герой Китайки // Хронометр (Вологда). – 2005, 14 июня, № 24.

0
1.78K
Нет комментариев. Ваш будет первым!