Двести и дней и ночей

Линия фронта – река.

Дон был рекою ничьей,

Доля его столь горька.

Иван Пахомов. Степь Придонская.

Воронеж, 1994 год,- с.161.

Глава IV. Контрнаступление советских войск под Сталинградом

С приходом зимы, итальянская кампания в России все больше приближалась к катастрофической развязке, начинались бои за Сталинград.

И.Д. Михайлик, в то время старший сержант, летал на Як-1 в составе 237 ИАП. Вспоминал: «Между 7 и 9 ноября 1942 года, я со своим звеном выполнял патрульный полет в районе Сталинграда. В просвете облачности, мелькнули четыре незнакомых мне машины. Я стал маневрировать, набирая высоту и стараясь зайти в хвост противнику, который в открытую летел над облаками. Самолеты были песочного цвета с пестрыми пятнами. Я открыл огонь по ведущему с дистанции 150 метров; тот клюнул носом, стал терять высоту и врезался в здания на окраине поселка Богучар. Остальные самолеты покинули поле боя; после, я никогда не видел таких машин».

Уже 19 ноября 1942 года после мощной артиллерийской подготовки, взломав оборону противника, двинулись вперед войска Юго-Западного фронта, которым командовал с 7 декабря 1942 года генерал-полковник Н.Ф. Ватутин[1], и часть войск Донского фронта.

Шел густой снег. Авиация не могла действовать эффективно. Однако вражеская оборона была прорвана, и Н.Ф. Ватутин ввел в бой танковые корпуса. К концу дня танки прошли с боями более 30 км, устремляясь на юг.

Уже в середине дня 19 ноября генерал Паулюс получил от вышестоящего штаба приказание вывести из Сталинграда три немецкие дивизии для нанесения контрудара по прорвавшимся войскам Ватутина. Но на другой день с юга от Сталинграда навстречу войскам Ватутина двинулся Сталинградский фронт, которым командовал генерал-полковник А.И. Еременко.

23 ноября, двигаясь навстречу, передовые отряды соединились в поселке Советский, окружив 22 вражеских дивизии, что составило около 330 тысяч солдат.

Сразу после перехода советских войск в контрнаступление под Сталинградом возник замысел осуществить военную наступательную операцию «Сатурн».Силами левого крыла Воронежского и Юго-Западного фронтов из района Верхнего Мамона и территории Богучарского района на юг через Миллерово на Ростов, чтобы отодвинуть внешний фронт окружения Сталинградской группировки еще на 150-200 км на запад и отсечь всю Кавказскую группировку.

В стратегическом плане наиболее благоприятным для успеха этой операции являлся плацдарм, удерживаемый нашими войсками на правом берегу реки Дон в районе села Осетровка, который получил название «Осетровский плацдарм».

Излучина Дона от Новой Калитвы и до Верхнего Мамона, огибая Осетровку и сам плацдарм, круто поворачивает на юг, как бы нависая над основными силами 8-ой Итальянской армии, которая расположилась по правому берегу реки Дон от плацдарма до станицы Вешенской. В случае прорыва обороны противника на этом участке создавались выгодные условия для наступления наших войск с целью выхода в тыл вражеской обороны, ставя под удар тылы немецкой группировки, сосредоточенной в районе Боковская - Суровикино.

В ночь на 24 ноября 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования приказала - начальнику Генерального штаба генерал-полковнику А.М. Василевскому,[2] начальнику артиллерии Красной армии генерал-полковнику Н.Н. Воронову[3] и командующему Военно-воздушными Силами генерал-лейтенанту А.А. Новикову, находящихся в районе Сталинграда, провести с командующим войсками Воронежского фронта генерал-лейтенантом Ф.И. Голиковым рекогносцировку района предстоящей операции. 24 ноября всем командующим из-под Серафимовича предстояло прилететь на аэродром вблизи командного пункта Воронежского фронта, в районе города Бутурлиновки.[4]

Над аэродромом опустился туман. Ни транспортные самолеты, ни истребители, ни бомбардировщики в такую погоду не могли подняться в воздух. Но ждать улучшения погоды было нельзя, на планирование операции отводилось всего несколько дней. Решено было лететь на «кукурузниках» У-2. Не поставив в известность И.В. Сталина, А.Н. Василевский решился на четырех самолетах, соблюдая место в строю, перелететь вдоль линии фронта к месту назначения.

Взлетели строго по команде, но уже через 15-20 минут потеряли друг друга в тумане, а через полчаса самолеты обледенели и совершили вынужденные посадки.

Самолет Воронова рухнул в бурьян недалеко от Калача, пилот и пассажир не ушиблись. Самолет Новикова врезался в провода и разбился, но пилот и генерал отделались ушибами. Самолет с Василевским с трудом приземлился в поле в 30 км от Калача. «Еще немного и гробанулись бы», - сказал летчик пассажиру, хотя не знал, кого везет. Василевский по пашне добрался пешком до ближайшего села, а затем на попутной машине выехал в Калач.

25 ноября представители Ставки вместе с генералом Голиковым на автомобилях отправились в Верхний Мамон для уточнения позиции на месте.

27 ноября А.М. Василевский получил от И.В. Сталина указание убыть в район Сталинграда. Координацию действий Юго-Западного и Воронежского фронтов поручили генералу Воронову Н.Н., а действиями авиации – Ф.Я. Фалалееву.



[1] Ватутин Николай Федорович (1901-1944) – советский военачальник, генерал армии (1943), Герой Советского Союза (1965, награжден посмертно). В Великую Отечественную войну начальник штаба Северо-Западного фронта, заместитель начальника Генштаба, с 1942 командующий войсками Воронежского, Юго-Западного и 1-го Украинского фронтов. Умер от ран.

[2] Василевский Александр Михайлович (1895-1977) – советский военачальник, маршал Советского Союза (1943), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну заместитель начальника, с июня 1942 начальник Генштаба. В 1942-44 координировал действия ряда фронтов в крупных операциях. В 1945 командующий 3-м Белорусским фронтом, затем главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке при разгроме японской Квантунской армии. С 1946 начальник Генштаба. В 1949-53 министр Вооруженных Сил (военный министр) СССР, в 1953-57 1-й заместитель и заместитель министра обороны СССР.

[3] Воронов Николай Николаевич (1899-1968), советский военачальник, главный маршал артиллерии (1944), Герой Советского Союза (1965). В Великую Отечественную войну начальник артиллерии и командующий артиллерией Красной Армии, представитель Ставки Верховного Главнокомандования на фронтах при проведении ряда операций. В 1953-58 начальник Военной артиллерийской командной академии.

[4] Газета «Русский фронт». – 2002. – № 2-3.

0
705
Нет комментариев. Ваш будет первым!