Гордеев Александр Тимофеевич (1916 - 2000).
Родился в д.Доржево Владимирской области в 1916 году. Окончил Одесское пехотное училище, до войны служил командиром взвода пограничного отряда на западной границе. С началом войны в числе первых вступил в бой с врагом. Попав в окружение под Киевом, вывел 200 человек за линию фронта. В составе 1-й (58-й гвардейской) стрелковой дивизии участвовал в оборонительных боях и наступательной операции на Среднем Дону, освобождал село Филоново, город Богучар.
К началу наступательной операции «Малый Сатурн» Александр Гордеев дослужился до звания капитана. В штабе 408-го стрелкового полка он занимал должность помощника начальника штаба по разведке (ПНШ-2). Гордеев не только планировал и готовил разведоперации, но и сам принимал в них непосредственное участие, если того требовала ситуация.
16 декабря 1942 года после прорыва обороны противника на правом берегу Дона, части 1-й стрелковой дивизии завязали бои за хутор Тихий Дон. 408-й полк к 16-30 достиг северной окраины села Филоново. Противник силами до двух полков пехоты при поддержке средних танков контратаковал в направлении хутора Тихий Дон. Батальонам 408-го полка пришлось отойти и закрепиться высоте 196.0 к югу от хутора.
Командир 1-й стрелковой дивизии генерал-майор Семёнов приказал к утру 17-го декабря овладеть селом Филоново – сильным опорным пунктом обороны противника. В боях за Тихий Дон и Филоново в первых рядах наступающих были и разведчики 408-го полка. Владимир Аверьянов, знаменитый на всю дивизию разведчик 408-го полка, погиб, поднимая в атаку залегших под огнем красноармейцев.
Когда части 1-й стрелковой дивизии, преследуя отходившего к Богучару противника, подошли к селу Перещепное, то подступы к селу оказались заминированными. Капитан Гордеев А.Т. вместе с полковым инженером разминировал преградившее путь минное поле. Советская пехота неумолимо продвигалась к Богучару.
18-го декабря 1942 года полки 1-й стрелковой дивизии подходили к северным окраинам города. Попытка с ходу, на «плечах» отступающего противника, ворваться в Богучар, нашим не удалась. Но с запада и юга город охватывали подразделения 44-й гвардейской стрелковой дивизии, отрезая противнику возможность отхода в направлении райцентра Радченское.
В ночь с 18-го на 19-е декабря город Богучар был освобожден, противник беспорядочно отходил в направлении села Дьяченково и далее в южном и юго-восточном направлении. Дивизии предстояли тяжелые и кровопролитные бои за Миллерово и в Восточной Украине.
Капитан Гордеев отличился в боях за Богучар: при проведении разведки в городе он лично разминировал мост, сняв при этом 18 мин, дав возможность продвинуться вперед стрелковому батальону.
26 декабря 1942 года капитана Гордеева А.Т. командование 408-го полка представило к награждению орденом Красной Звезды. Награда была вручена ему в феврале 1943 года. Это была первая награда Александра Тимофеевича.
В августе 1943 года гвардии майора Гордеева назначают исполняющим обязанности командира 178-го гвардейского стрелкового полка 58-й гвардейской стрелковой дивизии. 7-го сентября 1943 года Александр Тимофеевич был тяжело ранен в боях в районе города Харькова. После госпиталя возвратился в родную дивизию уже на должность командира полка. 178-м полком Гордеев командовал до апреля 1944 года.
С августа 1944 года и до окончания войны Гордеев А.Т. командовал 175-м гвардейским стрелковым полком. Полк особо отличился в боях «за Вислой сонной», при расширении плацдарма на левом берегу реки в августе 1944 года.
За форсирование реки Одер, захват и удержание плацдарма на левом берегу в январе 1945 года гвардии подполковника Гордеева представили к званию Героя Советского Союза. Но награждён был Орденом Ленина, без присвоения звания Героя Советского Союза.
Полк Гордеева А.Т. первым встретился на Эльбе с передовыми частями американской армии, комполка награжден орденом «За боевые заслуги офицерского легиона Америки».
На этой странице в боевой биографии Гордеева А.Т. хочется остановиться особо. Впоследствии сам Александр Тимофеевич поделился своими воспоминаниями о событиях весны 1945 года:
«Встреча была радушной
18 апреля 1945 года 175-й стрелковый полк, наступая в передовом отряде 58-й стрелковой дивизии, форсировал реку Шпрее западнее города Вайсвассер. Мы уже были на подступах к Берлину, но в это время перед дивизией поставили задачу выйти к Эльбе на участке Торгау — Риза, захватить переправы и, прочно удерживая восточный берег реки, воспрепятствовать отходу противника.
Посоветовавшись с командирами батальонов и со своими заместителями, я принял решение посадить свою пехоту на автомашины и форсированным маршем продвигаться к Эльбе, не ввязываясь в затяжные бои с противником в населенных пунктах, а блокируя его вторым эшелоном.
Немцы прекратили в это время сопротивление на западе, перебросив войска на восток, и наши союзники беспрепятственно продвигались вперед, к Эльбе. Нам же пришлось преодолевать яростное сопротивление фашистов, в частности дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», спешно переброшенной на этот участок фронта.
Так, отражая контратаки эсэсовцев, 2-й батальон 175-го стрелкового полка под командованием майора Федора Глотова к исходу 23 апреля 1945 года вышел на правый берег Эльбы восточнее города Штрела. Разгромив отходящего противника, батальон Глотова захватил переправу через Эльбу. Вскоре к реке вышел весь полк. Командный пункт развернули в поселке Крайниц, в четырех километрах северо-восточнее Штрелы. Мой наблюдательный пункт разместился на колокольне каменной кирхи, куда связисты провели телефонную линию.
В ночь на 24 апреля мы вели бой с противником через Эльбу, а южнее нас весь день 24 апреля и до утра 25-го в районе города Риза также шел упорный бой. Об этом сообщили наши связисты, которые обменялись информацией с соседями. Командир дивизии генерал-майор Владимир Васильевич Русаков, находившийся на наблюдательном пункте командира 173-го стрелкового полка, предупредил меня о возможной встрече с союзниками. Он сказал, что зеленые ракеты на западном берегу реки будут означать: «Мы — союзники» — и отвечать на них нужно красными ракетами.
Артиллерийский и минометный огонь по левобережным поселкам и городу до установления того, в чьих руках они находятся, запрещен. Основанием для подготовки к форсированию Эльбы был приказ командующего нашей 5-й гвардейской армией генерал-полковника А. С. Жадова; с выходом к реке там, где нет союзных войск на ее западном берегу, захватить переправу и плацдармы и удерживать их.
К середине дня 24 апреля наступила полная тишина. Такое на войне всегда настораживает, и я доложил о своем беспокойстве командиру дивизии. Он мне приказал отправить утром 25 апреля за Эльбу разведку, но с условием: огонь открывать только в случае крайней необходимости и удаляться от реки не далее 10 километров. В разведку я послал 6-ю стрелковую роту под командованием старшего лейтенанта Григория Голобородько.

Утром 25 апреля 1945 года она переправилась через Эльбу и без всякого сопротивления продвинулась до высоты 129,7 у поселка Леквиц, в километре севернее Штрелы. В 11.30 Голобородько доложил мне по рации, что они встретились с американскими военнослужащими. Задачу свою рота выполнила, и я приказал ей возвратиться в расположение полка, пригласив в гости наших американских союзников. Спустя некоторое время рота Голобородько вернулась в Крайниц. Вслед за ней сюда же прибыл и американский патруль. Это было в 13.30. О встрече я доложил командиру дивизии. Он приказал мне принять американских гостей. От командира дивизии прибыли начальник штаба подполковник Спиридон Рудник, майор Анатолий Иванов и другие представители. Я и мои заместители Яков Козлов, Тасолтан Битаров, Владимир Лысов подошли к паромной переправе, где уже находились американцы. Это был патруль 69-й пехотой дивизии армии США из состава 273-го пехотного полка под командованием лейтенанта Альберта Котцебу. Вскоре к нам подошли многие наши солдаты и офицеры.

Встреча на Эльбе. Справа командир 175 гв сп гвардии подполковник Гордеев А.Т. В центре медсестра Любовь Козинченко.


Все мы были очень взволнованы. Американские солдаты уважительно рассматривали наши гвардейские знаки, ордена и медали, спрашивали их названия, интересовались, что это за красные и желтые нашивки на гимнастерках, и, узнав, что это знаки о ранениях, с восхищением говорили о героизме наших солдат.
Тут же, на лужайке, были расстелены плащ-палатки, выставлены русская водка и нехитрая закуска. И наши, и американские солдаты провозглашали тосты за то, чтобы никогда не было войны, за дружбу, скрепленную кровью в борьбе с общим врагом, за мир. Особенной приветливостью, я бы сказал, горячим задором отличался среди американцев заместитель начальника патруля рядовой Джозеф Половски. Он говорил но-немецки и через нашего переводчика сердечно благодарил советских воинов за их мужественную борьбу с фашизмом во имя мира на Земле.
Половски попросил меня подарить ему на память мою фотографию. К сожалению, у меня ее не было, но выручил подполковник Яков Козлов. Он дал мне групповую фотографию командования нашего полка, и я с удовольствием поставил на ней свой автограф и вручил снимок симпатичному американцу.

Второй справа - Гордеев А.Т. Источник фото http://waralbum.ru/


На этом первая встреча закончилась, а нас ждали другие дела. В частности, нужно было позаботиться о немецком населении. На восточном берегу Эльбы, особенно в Крайнице, где от паромной переправы остался только трос через реку, скопилось очень много женщин, стариков и детей, которых германское командование угоняло из восточных районов на запад. В толпе было много переодетых немецких солдат и офицеров. Нам пришлось развернуть полевые кухни, чтобы накормить этих людей, а беженцев как можно скорее отправить домой.
На другой день, 26 апреля, встречи продолжались. К нам в Крайниц снова переправились сержанты и солдаты, из состава патрулей лейтенанта Альберта Котцебу и майора Фреда Крейга. Здесь был сам Котцебу, сержанты и солдаты Джозеф Половски, Илайджа Сэмс, Чарльз Форестер, Мюрри Шульман и другие. Их радушно встретили наши солдаты и офицеры…»
В числе боевых наград Гордеева А.Т. – ордена Ленина (10.04.1945), Красного Знамени (28.05.1945), Суворова III степени (22.12.1944), Александра Невского (20.09.1943), два ордена Красной Звезды (11.02.1943), медали.
После расформирования 58-й гвардейской стрелковой дивизии Гордеев А.Т. получал назначение на должность военного комиссара в районах Тамбовской области, с 1962 г. по болезни уволен в запас.
Александр Тимофеевич проживал в Москве, принимал активное участие в послевоенных встречах советских и американских ветеранов Эльбы.

Встреча ветеранов Эльбы. Второй слева - Гордеев А.Т. Источник фото http://moypolk.ru/


Звание почётного гражданина города Богучара присвоено в декабре 1972 г. по случаю празднования 30-летия освобождения города и района от немецко-фашистских захватчиков.


Источники: Богучарский край от А до Я: краткая краеведческая энциклопедия – Воронеж: Кварта, 2006, стр.76.
Семён Красильщик, Марк Скотт «Встреча на Эльбе: воспоминания советских и американских участников второй мировой войны». — М.: Агентство печати «Новости», 1988, стр.39-42.

+1
2.39K
RSS
22:31
Интересное фото со встречи советских и американских ветеранов Эльбы. На фото рядом с Гордеевым А.Т. американский ветеран Питер Ситник с советским орденом Славы!!! Встреча прошла в 1985 году в ГДР — отмечали 40-летие события.
Все правильно!
Фронтовой приказ
№: 60 от: 13.05.1945
Издан: ВС 1 Украинского фронта /
Архив: ЦАМО
фонд: 33
опись: 686046
ед.хранения: 183
№ записи: 47215575
podvignaroda.ru/?#id=47215575&tab=navDetailDocument
Этим приказом военнослужащие союзников, в том числе и рядовой 415 пехотного полка 104 пехотной дивизии США Питер С. Ситник, были награждены советскими наградами. Ситник — орденом Славы 3 степени!
А Гордеев получил американский орден!