Продолжение...

Михаил Пащенко уехал домой, а меня все "грызли" сомнения: тот ли это солдат? Ну, не мог Чалый три года не писать писем домой, будучи живым и невредимым! А может, Вера Михайловна что-то напутала в своих воспоминаниях?
А на следующий день в Богучар по каким-то своим делам приехал Михаил Пащенко. Мы встретились.
- Я тут "пошерстил" по своим архивам: вот нашел две фотографии, - Пащенко протянул мне маленькие фотокарточки (видимо, на какое-то удостоверение), сколотые ржавой булавкой.
- В гражданской одежде - мой отец Федор Иванович, а вот, кто на другой - мы дома не знаем. Отец не говорил. Может, это и есть Чалый?
- А вот еще фото, видимо, довоенное, когда отец служил срочную.
Мы с Михаилом решили, что фотографии нужно отправить Вере Михайловне Мариновой - дочке Чалого М.А. И надеяться, что она узнает своего отца. Хотя у меня надежд особых не было: воин на фото был в форме с погонами, с орденом Красной Звезды, и, похоже, в звании лейтенанта (к сожалению, снимок был не очень четким).

Отец Веры Михайловны до войны жил в селе и работал в колхозе, дослужиться до офицера он, конечно, врядли бы смог. Но фото отправить нужно было, что мы и сделали. Спасибо богучарскому краеведу и просто отзывчивому человеку Николаю Федоровичу Дядину: он, узнав о цели нашего поиска, нашел время и возможность увеличить эти фото. Такое крупное фото (размером 10х15) военного в погонах мы и отослали Вере Михайловне - "на опознание".
Михаил Пащенко в свой второй приезд в Богучар рассказал о своем отце, о его жизни после войны. Неожиданно он опять упомянул, как водил своего отца и ... их соседа по улице в город в качестве поводыря. Я подумал, что ослышался, и уточнил: был еще слепой солдат в Журавке? Оказалось, что действительно был!

Наградной лист Колесникова Ивана Максимовича

- Иван Максимович Колесников! Он пораньше отца вернулся с войны, тоже по ранению глаз. Я их вместе и водил. Колесниковы недалеко от нас по улице жили.

Вот так новый поворот!
Нужно теперь было искать родственников Ивана Колесникова - еще одного слепого солдата из Журавки.
Спасибо Михаилу Пащенко - родственники были быстро нами найдены. Помог и поиск в интернете: внук Николай Колесников разместил на сайте "Бессмертного полка" несколько фотографий и небольшой рассказ о своем дедушке Иване Максимовиче.

На фото И.М.Колесников (с.Журавка)
Удалось дозвонится до Николая, он и сообщил, что помнил о дедушке: Дед был доброжелательным и очень хорошим человеком. Несмотря на свою слепоту, выполнял всю мужскую работу по хозяйству. После войны вместе со своей женой, моей бабушкой, Татьяной Митрофановной, полностью восстановил подворье, воспитал сына и дочь. 40 лет после войны прожил и проработал ничего не видя.
А про возможное посещение дедом жены своего однополчанина в Грушовом, Николай ничего сказать не смог - таких воспоминаний в семье не сохранилось, да и ушли из жизни многие из родственников. Спросить почти не у кого...

Мы постарались проследить боевой путь Ивана Колесникова. И просто какое-то дежа-вю. Иван Максимович тоже был награжден уже после войны по представлению Богучарского РВК (орденом "Красного Знамени"). В наградном листе указано, что воевал он в декабре 1941 г. в 54-й стрелковой бригаде, где получил ранение в боях на Калининском фронте. А с лета 1942 года - в составе 310-й стрелковой дивизии Волховского фронта. В июле 1944 года в боях на Карельском фронте в составе 1082 полка 310-й стрелковой дивизии был тяжело ранен в голову. После госпиталя был как инвалид 1 группы снят с воинского учета и направлен домой.
Опять солдат получил ранение в 1944-м году! Как и Пащенко!
Вскоре откликнулась Вера Михайловна, получившая по почте фотографию, переданную Пащенко. К сожалению, фотографии отца у них в семье не сохранилось. Как рассказала Вера Михайловна: мама прикопала документы и фотографии во дворе, перед тем как фашисты их стали выселять из села. А когда итальянцев и немцев выбили с донских берегов, и семья Чалых вернулась в родное подворье, то мать с ужасом обнаружила, что фотографии и документы кто-то откопал и они пропали.
Так что, Вере Михайловне пришлось надеяться на какое-то внутренне чутье. Но оно ей не помогло: по словам Веры Михайловны, воин на фото врядли был ее отцом.
Я рассказал Вере Михайловне о том, что удалось найти двух жителей Журавки, которые могли приходить к ее матери в Грушовое.
- Что же делать? Кто же из них мог быть однополчанином моего отца? - Вера Михайловна растерялась.
Я сообщил ей, что мог быть любой из них. Также удалось узнать в Богучарском военкомате (там сохранилась книга учета призывников), что Чалый Михаил Антонович был призван в августе 1941 года и направлен в Коротоякский РВК. Недалеко железнодорожные станции Лиски и Острогожск: оттуда новобранцы направлялись к местам службы.
Богучарский поисковый отряд подготовил запросы в ЦАМО РФ с просьбой найти сведения о службе Чалого Михаила Антоновича в составе 395-й сд в 1941 году, 3-й гв сд - в 1944, в 54-й бригаде - в 1941 году, в 310 сд - с 1942 по 1944 год. Остается только ждать и надеяться, что ответ Вера Михайловна Маринова получит. Ответ, из которого она наконец узнает, где сложил голову ее родной отец.
Очень надеемся, что продолжение у этой истории обязательно будет!!!

+2
1.72K
RSS
19:52
Интересное совпадение: в книге учета призывников Богучарского РВК указана дата призыва Чалого М.А. — 22 августа 1941 года (в статье я указал, что призвали его в августе месяце), такая же дата призыва указана в наградном листе Колесникова И.М. Теоретически они оба вполне могли оказаться в одной в/части — 54 стрелковой бригаде!!!
20:18
В пользу этой версии: Богучарским РВК был призван 22 августа 1941 года и воевал в 54-й отдельной стрелковой бригаде:
Пелихов Александр Тимофеевич podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/045/033-0682526-0765/00000508.jpg&id=16586186&id1=80729ffdc8c687f05915ad0b6c4d0ca7