ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ВНАЧАЛЕ БЫЛА ЖИЗНЬ.

«Больше всего я заботился о правде, нисколько не стараясь блеснуть ни образованностью, ни слогом… поверяя эти события бумаге, я не мог опустить ни одного существенного обстоятельства.

Тем не менее,… я вычеркнул много мелочей из опасения показаться скучным и мелочным…».

«Се повесть временных лет, откуда Когда семь лет назад (в 2000-м) я писал эти строки, мне подспудно казалось, что это просто художественный приём, а если и дойдёт до мемуаров, то это будет так нескоро!

Впрочем, мемуары как таковые, я и не собираюсь писать по двум причинам. Во-первых, «калибром» не вышел… Во-вторых, кто сегодня (а в будущем тем более) станет читать мемуары: нужна усидчивость и вдумчивость….

для чтения их Но вот мои старшие собратья Брусникин и Соснов издали книги «Повесть о Юрке» и «Записки отставника». Книги состоят из ряда новелл, посвящённых каким-то эпизодам из их жизни, и читаются с интересом. Вот и подумал я, что недурно один из разделов задуманной мною книги посвятить некоторым эпизодам из моей простой (но запутанной) жизни. Пока я работаю над этой книгой, Борис Чернов с большим успехом опубликовал в 2008-м автобиографическую повесть «Борискино детство» (увы, все они теперь покойные – А.В. 2013).

Название этой части – «Вначале была жизнь» – дало название и всей книге. Это не случайное обыгрывание библейского «слогана»:

«Вначале было слово». Если вначале было только слово, то кем и к кому оно обращено? И о чём слово, если больше ничего не было? …..

Поскольку я не Бог, то накопить материал, чтобы что-то поведать людям, я мог, только прожив жизнь. И, как оказалось, немалую.

Получилось так, что мне теперь есть что сказать людям.

Я ЖИЛ И В ГОРОДАХ, И В СЕЛАХ.

Я абсолютно не помню, какие первые слова и как – в прозе или в стихах я промяукал в радченском роддоме за два года до начала Великой Отечественной, а именно 14 июня 1939 года.

Радченское до гражданской войны было Красножёновым, а потом было переименовано в честь Радченко, комиссара легендарной 40-й Богучарской дивизии. Тогда Радченское (в обиходе Радченск) было (был) районным центром, но в пятидесятые годы район объединили с Богучарским.

Вскоре родители увезли меня к новому месту работы отца, и с тех пор в родном селе я бывал … проездом. ….. Но всякий раз, когда воловья упряжка двигалась по мостушке через речушку (Правая Богучарка!), мама показывала на старый большой дом, и говорила: «Здесь ты родился». И мы ехали дальше – в Богучар из Неледова, или в Неледов из Богучара. А Правая Богучарка бежала на встречу с Левой Богучаркой, и далее сестрицы текли уже одним шикарным потоком – река Богучарка! А потом вёрст через двадцать (с извивами, быть может, и побольше) ныряли в Дон.

«…В южнорусской глубинке, Расцветают в июне кувшинки, Нежно-желтые чудо-цветы.» – это о ней.

(Здесь и далее я буду приводить отрывки из своих стихов, опубликованных в предыдущих книгах – А.В.) Богучарка позволяла пересечь её только по настоящему, хоть и деревянному, мосту между Песковаткой и городом(!) Богучаром, в котором были электричество, пожарная каланча, горсад (чудо!), кинотеатр «Шторм» и неповторимые горбатые мостики через водосточные канавы. Была одна целая средняя школа, ещё одна разбомблённая (в ней на стыке 10-х и 20-х годов теперь уже прошлого века 3 или 4 года учился Миша Шолохов, будущий великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии); было педучилище (тоже разбомблённое), а рядом (тоже разбомблённый) собор и базар (его-то никакие бомбы не брали), ….. Город сбегал по склонам мелового хребта к Богучарке, обильно поросшей осокой и кувшинками и заселённой раками, краснопёрками, плотвой. Но ещё при моей памяти дядя Андрей ловил с друзьями рыбу бреднем и даже надеялся поймать сома, боталом (полый деревянный конус на длинной ручке, который издавал хрипло ватое невнятное бульканье при погружении в воду) загоняя вероятное лакомство в сеть.

А какие вербы стояли на той стороне! (Почему-то всё самое интересное бывает «на той стороне»). Вербы стояли на низеньком луговом правом берегу. Они хорошо просматривались, но до них был плёс «купальни», кувшинки, осока и неисчислимые стада лягушек. Когда полая вода освобождала правый берег, там устраивали огороды, на которых выращивали многое, даже редиску. Однако такая патриархальность надоела Богучарке, и она в 54-м снесла деревянный мост;

волей-неволей через несколько лет построили новый бетонный, который и стоит до сих пор. Чуть выше уцелевшей средней школы (в ней я потом учился один год), на улице с интересным названием – Верхняя Лысогорка – рядом с молокозаводом за сплошным забором стоял дедовский дом с крыльцом и верандой.

«…Дом заурядный – крыльцо в три ступени, Жестью покрытые ветхие сени, Кленов доверчивых чуткие тени – Дом продается…»

Это о нём. Дом дед Стефан, купил в 39-м году, когда после многомесячной отсидки по навету и полной реабилитации по суду продал хату в Неледове и уехал в Богучар, а сам дом был построен и перенесён из Верхнего Мамона. Года три назад был в родных краях, дом ещё стоял. Кто в нём живёт? Не знаю..."

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ ЗДЕСЬ

0
2.01K
RSS
У меня по ссылке загрузилось совсем не то… Подкорректируй пожалуйста.
Хотя из этого текста для меня одна загадка разрешилась. Когда читал Епархиальный Вестник за 19 век то не встречал упоминание о Радченске, хотя Красножёново было. Я думал Красноженово где то в Кантемировском районе или на Украине вообще. А оно вон как.
По ссылке открывается — «Антология авторской песни серия ГИТАРА ВРЕМЕНИ: Грушинский (Фестивальная летопись 1968-2000 гг) Заповедная страна (Песни бардов Самарского края) Берег надежд (Песни ...» на 6-й странице.
Но этот текст — воспоминания Воронцова. В конце 5-й страницы — начало воспоминаний, которыми я начал эту статью. А на 6-й странице — про Богучарский район, потому и дал ссылку на эту страницу
РАДЧЕНСКОЕ (КРАСНОЖОНОВО, КРАСНОЖЕНОВО) – село, расположено на правом берегу р. Левая Богучарка в 18 км от Богучара. Оно – центр сельсовета. В его состав входят: с. Криница, х. Дядин, Лиман и пос. 3-го отделения совхоза Богучарский, пос. совхоза «Красный Дон». На карте Воронежского наместничества за 1792 год обозначена как слобода Красноженова. 16 десятин земли в слободе Красноженовой принадлежали крестьянину Фефелову Д.К. 9138 десятинами земли владело сельское общество, 1444 десятины земли слободы Красноженовой, Пустоши Плоской, дачи Никитянской, хутора Высокий и Николаевской принадлежали Синельникову П.С. В 1929 году в селе располагается усадьба колхоза «Серп и молот». Основные отрасли хозяйствования – животноводство и растениеводство. По итогам соревнования в 1988 г. МТФ N3 взяла рубеж 4000 кг молока от одной коровы. Возникло село в середине XVIII века, как х. Красноженова. В период 1759 года сюда переселялись украинцы из Полтавской, Черниговской и Харьковской губернии с фамилиями Овчаренко, Карпенко, Червонные, Зюба, Гопченко, Перехочин. С 1767 года по 1776 год на хуторе осели «экономические» крестьяне с фамилиями Власенко, Реуков, Морюха, а в 1846 году около 150 русских крестьян (в основном великороссы), переселившихся из села Гороховки. В 1789 году началось строительство церкви Апостольская), которая через 11 лет вступила в строй, после чего хутор стал именоваться селом. Освящена 19 сентября 1800 года. Первый дъяк (1812 -1829, а в последствии священник (1824 — 1829) Никандр Белянский. С 1833 года в селе развивалось мукомольное производство, регулярно производились ярмарки. Газета «Русский курьер» за 1880 год описывала, что на этой ярмарке один мужик за пару волов продал свою жену. У нового владельца она была до поры, пока ее сыновья не купили волов. Учительницей Л.Н. Новиковой в 1863 году в селе открыта школа. К 1859 году в слободе было 473 двора по семейным спискам 1563 мужского и 1536 человек женского пола, а так же училище, семь хлебных магазинов, молочная лавка, крупорушка, маслобойный завод, 39 ветряных мельниц, одна водяная мельница, четыре питейных дома и три ярмарки. В слободе распологалась дворянская усадьба, где жили 8 человек. В 1905 году в ней обучалось 140 мальчиков и 68 девочек. В 1900 году на трех водяных мельницах и одной «тюрьбине» за 240 дней производилось муки на 570 рублей. В слободе в 1900 году насчитывалось 564 двора и 3466 жителей. 10 мая 1907 года Косенков Г.И. распространял в селе революционную литературу: брошюры «Беседа о земле», «О налогах». Советская власть установлена 25 февраля 1918 года, создана коммуна «Прогресс», а в 1929 году в заречье – колхоз «Путь к социализму». На первый съезд колхозников в феврале 1933 года от села ездила А. Г. Грицакова.
22:42
Похожие воспоминания, только не в такой замечательной литературной обработке, я читал пару лет назад. Автор Крайнюченко И.С. — про те же места!!! Иван Сергеевич в 1940-х жил в Плесновке и на 2-й ферме совхоза № 106, бывал и в х. Неледове и соседней Батовке. А в воспоминаниях Воронцова много интересного!
22:56
На этой карте 1941 года — хутор Неледов, где прошли детские годы А.Воронцова.

Указаны заброшенные хутора: Алексеевка, Попасный, Перекрестов, Плесцо, Лофицкий, Теплинка, Ново-липчанка.
Существуют населенные пункты: Лебединка (совхоз «Первомайский»), Батовка, Ново-Никольск, Плесновка.
Евгений Павлович, не ругайте меня, я всё не упомню, я про Загребайлоку больше ищу)))
ЛУГОВОЕ (ЗАГРЕБАЙЛОВКА) – село расположено в 20 км от Богучара, центр сельсовет, в который входят с. Данцевка, х. Краснодар, с. Расковка. В селе размещена усадьба колхоза им. 40 — Богучарской дивизии, имеющего 6470 га пахотной земли. Основные области хозяйствования растениеводство и животноводство. Как хутор, известно с 1740 года, получило название по фамилии первопоселенца казака Загребайлова, заселенно в основном великороссими. В описании Богучарского уезда 1772 года называется как дачи слободы Богучар. Постройка каменной православной церкви Донской иконы Божьей Матери в слободе была начата в 1861 году, освещена в 1872 году. (Воронежские ЕВ. За 1886 год. Стр. 299.).В 1988 г. здание церкви было приспособлено под сельский дом бытовых услуг. С 1855 года в селе развивается мукомольное производство. На 1859 год в слободе 321 двор 1289 мужчин и 1396 женщин, а так же 31 ветряная мельница, одна водяная мельница, два питейных дома, два хлебных магазина, две маслобойки и конная рушка.
В 1886 году крестьянин Сумцов П.И. имел 70 десятин земли. Крестьянин Книжников И.И. и рядовой Книжников Ф.И. имели 13 десятин земли. Сельскому обществу слободы Расковской и Загребайловской принадлежало 10786 десятин земли. Четыре водяных колеса при одном рабочем давали муки пшеничной, ржаной, ячменной и отрубей на 720 рублей. На 1900 год в слободе было 344 двора, с 2122 жителями. К 1910 году имелось 29 промышленных заведений, 24 центральные мельницы, две маслобойни, одна водяная мельница. Книжникова А.Г. имело собственную просорушку. Советская власть в селе установлена в феврале 1918 года. В мае, сельчане Дроговозов И.С., Сивоводов Т.Е. вступили в Богучарский полк. 12 ноября 1929 года на базе села образовался колхоз им. 40 Богучарской дивизии, на 4000 хозяйств, председателем которого избран Яков Антонович Лысенко, бывший командир 160 полка Богучарской дивизии. В 1930 году создана Твердохлебовская МТС. В 1959 году село переименовано в Луговое. В память о погибших в Великой Отечественной войне в 1976 году установлен обелиск.
Насчет церкви у вас не так… Но это можно обсудить не в этой теме.

За что купил, за то продал
Это у меня есть. У меня еще другой документ есть, вернее два документа
13:04
http://old.alabin.ru/images/biblio2015/vorontsov.jpg

Воронцов Александр Свиридович
Источник фото: old.alabin.ru