Поисковики отряда «Богучарец», в который входили Лимиревы Юра и Валя, Валя Червонная, Валя Прядкина, Золотаревы Юра и Оля, Вера Забудько и Татьяна Хандрымайлова, побывали в каждом доме Полтавки. Беседовали с жителями, записывали их воспоминания и пополняли фонды музея новыми экспонатами.

После Гражданской войны в селе на ту пору уже не осталось ее участников, и это понятно – минуло с того времени уже почти 65 лет. Но однажды на окраине села, которую здесь называют Кубанью, мы наткнулись на ветхую – преветхую хатку, в которой, по словам соседей, обитали старожилы, которым в ту пору было более 100 лет. Зашли во двор, отгороженный плетнем, и увидели старушку, перебиравшую лук для посадки.

– Здравствуйте, бабушка, а где хозяин? – спросил я.

– На огороде, сажает картошку, – ответила старушка.

– А сколько же ему лет?

– Да уж сто пять годков исполнилось….

Когда познакомились поближе, то узнали, что хозяйку звать Варвара, а ее мужа – Безуглова Якова Ивановича.

С огорода к нам вышел высокий, широкоплечий и статный мужчина. Запомнилось, что у него были большие крупные натруженные руки. И сто пять лет ему никак не дашь.

Кирилл Захарович поведал занятную историю, которая глубоко засела у меня в памяти. И по сей день помню её в деталях.

А дело было так: из числа жителей села на Первую мировую ушло много его односельчан, среди них были Пётр Григорьевич Кучмин, Павел Кузьмич Лещенко, Данила Васильевич Воронков, Василий Иосифович Морозов и другие. Призвали и его, Безуглова Якова Ивановича.

Почти три года пришлось переносить все тяготы и невзгоды окопной жизни 2 марта 1915 года он был ранен, дослужился до младшего унтер – офицера. И вот пришёл долгожданный мир. Побросав винтовки, солдаты кинулись домой.

Со слов Якова Ивановича попробую восстановить картину.

«Не успели мы отойти от фронта, как попали в плен к немцам. Нас человек пять поместили в сарай. И мы ждали своей участи. Уже к вечеру обнаружили, что в земляном полу под плетенной из лозы и обмазанной глиной стеной можно сделать подкоп, что мы и осуществили ночью. Бежали почти всю ночь. К утру вышли на какой–то хутор, постучались в первую хату, на порог вышла красивая хозяйка лет сорока».

На время прерву рассказ и сообщу, что мальчишкам и девчонкам, которые прошли все село и не всегда слушали воспоминания ветеранов внимательно, на этот раз стало так интересно, что они повеселели и буквально ловили каждое слово участника Первой мировой войны. Продолжу. «Хозяйку звали Олеся. Черные толстые волосы, черные глаза и брови. Синяя блуза белым горохом, кружевной воротничок, темно–серая юбка. На стол она поставила нам щи. После солдатской похлебки из чечевицы, нам, изморенным голодом, они казались необыкновенно вкусными. У нее мы отдохнули и заночевали».

Меня, конечно, очень удивило то, что по прошествии такого большого времени солдат Первой мировой запомнил такие подробности о хозяйке, щах и даже как ее звали.

Однако Яков Иванович продолжил свой рассказ: «Рано утром мы снова тронулись в путь. Пройдя верст 20, повстречали конный отряд «красных». Так мы и попали в Красную Армию».

Из рассказа бывшего солдата Первой мировой узнали, что с красными он ходил в атаки под Царицыным. К сожалению, ни фотографий, ни каких–либо экспонатов мы тогда не принесли в школьный музей. Но сам рассказ ребят так вдохновил, что уже на следующий день трудовая бригада пришла к ветерану Гражданской войны и участнику Первой мировой и посадила ему огород.

Поиск продолжался. Однажды нам пришло письмо из Воронежа от кандидата исторических наук Евгения Ивановича Габелко. Он прислал копию архива Митрофана Андреевича Пархоменко. В нем находился и именной список красногвардейцев и красных партизан в Богучарском уезде по состоянию на 1 июля 1918 года. Именно благодаря ему нам удалось установить многих участников Гражданской, и, как правило, Первой мировой войны.

В Богучарском краеведческом музее и сейчас хранятся многие биографии и снимки участников Первой мировой и Гражданской войн, переданные из школьного музея села Полтавка. На одной из фотографий наши земляки – солдаты 234–го Богучарского пехотного полка, уроженцы сел Дьяченково и Полтавка. Впоследствии на здании школы, построенном за год до начала Первой мировой, была открыта мемориальная доска в честь участников Гражданской и Первой мировой войны. На ней есть имена Петра Григорьевича Кучмина, Павла Кузьмича Лещенко, Данилы Васильевича Воронкова, Василия Иосифовича Морозова.

Вечная им память. В 2014 году исполнилось 100 лет, как началась Первая мировая война. Мы достойно увековечили память участников Великой Отечественной войны. И тут невольно задумываешься: а почему остались в забытьи имена и события столетней давности?

Беседуя со многими жителями Богучарщины, как правило, на вопрос «А твои родственники участвовали в Первой мировой войне?» слышишь один и тот же ответ: «А я не знаю….»

Опубликовано в газете «Коммуна»,– Воронеж,– № 50 (26266), 10.04.2014 г.

+1
1.08K
Нет комментариев. Ваш будет первым!