Две улицы Прокопенко.

Есть в Богучаре улица Прокопенко. Названа была в честь павшего в 1918 году борца за Советскую власть Кирилла Яковлевича Прокопенко. А в «городе русских моряков» Севастополе одна из улиц носит имя Галины Прокопенко. С удивлением я узнал, что, оказывается, улица эта была названа в память нашей землячки Галины Васильевны Прокопенко – жены командира богучарских красных партизан Кирилла Прокопенко. История жизни и подвига этой женщины достойна того, чтобы о ней узнали богучарцы.

Кирилл Яковлевич Прокопенко (1890-1918). Фото из коллекции музея г.Севастополь.

Её муж Кирилл Яковлевич Прокопенко родился в слободе Журавка Богучарского уезда в 1890 году. Участвовал в 1-й мировой войне, с декабря 1917 года – начальник Бычковской волостной милиции, затем – начальник Богучарской уездной милиции. С апреля 1918 года – командир Богучарского красногвардейского отряда. С 6 мая 1918 года – начальник Богучарского боевого участка. С 15 июня 1918 года – командир 1-го Советского Богучарского полка.[1] 8 августа 1918 года был тяжело ранен во время боя с белоказаками за Богучар. Умер от ран 9 августа 1918 года у села Верхний Мамон. Захоронен в городе Павловске, куда отступили из Богучара красные партизаны. Вместе с Кириллом Прокопенко воевала и его молодая жена Галина. Она тоже была родом из Журавки. В 1918 году на свет появилась их дочь Валентина.

Спустя четверть века советские патриотки мать и дочь Прокопенко стали одними из символов партизанского движения во временно оккупированном фашистами Крыму. До падения Севастополя летом 1942 года коммунистка Прокопенко Галина Васильевна работала в городе заведующей магазином в системе Военфлотторга. С мая 1943 года – активная участница Севастопольской подпольной организации, псевдоним «Доценко». Её дочь комсомолка Прокопенко Валентина - подпольщица с псевдонимом «Онегина».

Галина Васильевна Прокопенко (1900 - 1944).

Из статьи Т.И. Яковлевой «Имени подпольщицы» о Галине Прокопенко, члене Севастопольской коммунистической подпольной организации в тылу немцев, расстрелянной оккупантами 14 апреля 1944 г.: «… Великая Отечественная война застала Г. В. Прокопенко и ее дочь в Севастополе. И когда враги временно оккупировали город, мать и дочь стали на нелегкий путь подпольной борьбы. Она началась со встречи с работником горкома партии Н. И. Терещенко, которого Галина Васильевна, коммунист с 1930 года, хорошо знала. Знал Николай Игнатьевич и Валю Прокопенко, работницу горисполкома.

Николай Игнатьевич находился в лагере для военнопленных под фамилией Михайлов. Ему удалось создать из советских военнопленных подпольную патриотическую группу. Однако для успешной борьбы с немецко-фашистскими оккупантами необходимо было привлечь население. Н. И. Терещенко поручил Галине Васильевне подобрать надежных людей из числа жителей города. В группу вошли женщины-патриотки Е. И. Тютрюмова, Е. П. Ленюк, Н. А. Николаенко, Е. С. Захарова, В. К. Прокопенко. Они приносили в лагерь пищу, доставали документы и гражданскую одежду для бежавших из лагеря военнопленных, распространяли листовки, которые печатала по заданию Н. И. Терещенко Нина Александровна Николаенко, а зачастую женщины переписывали их от руки сами.

Валентина Кирилловна Ананьина (Прокопенко). 

С марта 1943 года после объединения подпольных патриотических групп в единую Севастопольскую коммунистическую подпольную организацию, женщины работают по заданию ее штаба. Г. В. Прокопенко и Е. И. Тютрюмова перенесли от Жени Захаровой радиоприемник для приема сводок Совинформбюро, а впоследствии, когда была создана подпольная типография, Галина Васильевна и Женя Захарова стали наборщиками подпольной газеты «За Родину». Галина Васильевна принимала участие и в распространении газеты. На Корабельной стороне часто можно было видеть эту женщину в черном шарфе. Корабельная сторона была ее районом, центр города - Евдокии Владимировны Висикирской, район Пироговки - Елены Ивановны Тютрюмовой. Валентина Прокопенко несла долгожданные вести с Большой земли жителям Воронцовой горы.

У женщин было еще одно важное задание: устроенные на работу в различные немецкие учреждения, они вели сбор разведданных, составляли списки предателей, доставали для подпольной газеты бумагу, краску, шрифт. Г. В. Прокопенко и Е. И. Тютрюмова сумели устроиться уборщицами сначала в морскую комендатуру, а затем — в севастопольское отделение немецкой контрразведки и добывали ценные сведения о сотрудниках и агентах фашистской разведки...

Их арестовали вместе — мать и дочь. Галину Васильевну пытали, добиваясь, чтобы она назвала фамилии других подпольщиков. Валентина Кирилловна вспоминает: - Мы сидели под конвоем, когда маму допрашивали. Ее били, кричали на нее... Вывели маму всю избитую, волосы распущены, но она подала нам условный знак, означающий: «Я ничего, никого не знаю».

Галину Васильевну пытали две недели. В эти страшные дни подвергались пыткам В. Д. Ревякин, Н. И. Терещенко, И. П. Пиванов, Г. П. Гузов и другие подпольщики. Они понимали, что дни их сочтены, но и в эти последние часы, желая спасти молодую девушку, все, как один, отрицали работу в подполье Валентины Прокопенко. За неимением улик ее выпустили.

А Галину Васильевну фашисты расстреляли в середине апреля 1944 года вместе с другими героями подполья. Фашистским извергам не удалось сломить эту гордую женщину. Она не выдала никого из своих товарищей по борьбе и погибла, твердо веря в победу. Севастопольцы не забыли о славных делах советской патриотки. Именем Галины Прокопенко названа одна из улиц города, о ней рассказывает экспозиция отдела «Севастопольское коммунистическое подполье 1942-44 гг.».[2]

В 1966 году Галина Васильевна была награждена медалью «За отвагу», посмертно… 

 


[1] Романов Е.П. Сыроваткин В.В. Богучарцы. Богучар. 1989. с.7.

[2] Слава Севастополя. № 81. 1980, 26 апреля. С.4.

0
144