Итальянский памятник в Филоново. Часть 2. Камень преткновения.

За громко и долго обсуждаемой темой альпийской «шляпы» в Россоши как-то в тени оставался факт существования итальянского памятного знака в селе Филоново Богучарского района Воронежской области. Следует отметить, что в Богучарском районе, к счастью, не проходили итальянские парады со штандартами, как в соседнем Россошанском в начале «нулевых», а богучарские руководители сознательно дистанцировались от навязчивой «дружбы» итальянских гостей. Но факт налицо – знак в память погибших на Дону в 1942 году итальянцев благополучно простоял в селе Филоново около 30 лет.

Этот гранитный знак в форме пера был установлен в сентябре 1994 года на месте итальянского военного кладбища. Останки захороненных на этом кладбище были эксгумированы и вывезены в Италию в начале 1990-х годов.

Памятник "перо"

"Памятник неизвестному итальянскому солдату в с.Филоново". Из фондов Богучарского историко-краеведческого музея.

Местные жители за эти три десятка привыкли к итальянскому памятнику в центре села – стоял себе и стоял. Своих «неудобных» граждан, таких, как россошанец Николай Савченко, Богучарском районе нет. В Россошанском районе в 2022 году «неизвестные» лица демонтировали три итальянских памятника: два непосредственно в городе Россошь, в том числе и печально известную альпийскую «шляпу», и один «пантеон» с останками на территории Новокалитвенского сельского поселения у исчезнувшего хутора Зеленый Яр.

И вот, их незавидную судьбу разделил и памятник в селе Филоново, о чем сообщила газета «Комсомольская правда. Воронеж». Правильно и, главное, по закону ли «неизвестные» лица демонтировали филоновский памятник?

Место где стоял памятник

Источник фото: https://www.kp.ru/daily/27553/4821755/

С одной стороны – с памятниками мы не воюем, и не можем уподобляться тем, кто разрушает советские памятники и мемориалы в странах бывшего социалистического лагеря и некоторых бывших советских республиках. Но с другой – на законных ли основаниях был установлен этот памятный знак в память о погибших оккупантах? Да и нынешние реалии не учитывать просто нельзя! Уместен ли был сейчас, во время проведения специальной военной операции (СВО), этот памятник в российском селе?

Не секрет, что Италия, как член недружественного России альянса НАТО, открыто поставляет оружие украинским последователям фашистов, и оружие это убивает мирных жителей Донбасса и российских военных. Да и в рядах ВСУ в недавних боях за Артёмовск (Бахмут) засветились итальянские наёмники. На фото, «гуляющем» в сети Интернет, четверо итальянских «солдат удачи» позируют с флагом фашистской Итальянской социальной республики.

Борясь с фашистами 21-го века, мы закрывали глаза на то, что в богучарском селе Филоново стоял знак в память фашистов из века 20-го. Многие, видимо, не знают, что на итальянском кладбище в центре Филоново хоронили в том числе и погибших чернорубашечников из батальона «Valle Scrivia». А это были идейные фашисты. А что творили фашисты на нашей земле в 1942 году – помнят архивные документы.

Похороны "чернорубашечника"

Похороны чернорубашечника в с.Филоново. 12.09.1942г.

Многие не забыли, как в 1990-х годах воронежские СМИ из каждого утюга «вещали» нам о том, что по сравнению с теми же немцами и венграми, итальянские оккупанты к мирному населению относились более гуманно. В какой-то мере, если брать количество и тяжесть преступлений, можно сказать и так. Но даже слеза одного ребенка, пострадавшего от рук итальянцев, перевешивает всю их так называемую гуманность.

Ниже приводятся выдержки из рассекреченных архивных документов «без срока давности» о зверствах итальянских оккупантов, совершенных ими на территории Богучарского района Воронежской области.

Протокол опроса гражданина П.М. Горохова, рабочего Богучарского молочно-мясного совхоза № 397 (ныне – село Травкино Богучарского района), об избиении итальянскими фашистами сирот-подростков.

«1943 года 20 ноября, я, член комиссии Богучарского райсовета депутатов трудящихся по учету совершенных злодеяний немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками Ткачев Дмитрий Дмитриевич опросил гражданина Горохова Петра Михайловича, рабочего Богучарского молочно-мясного совхоза № 397, который показал следующее:

В период оккупации немецко-фашистскими захватчиками Богучарского р[айо]на в молочно-мясном совхозе № 397 оставалось много сирот, из них: Резников Петр Николаевич, 1928 г[ода] рождения, Кирпичев Николай Петрович, 1927 года рождения и Иванов Николай Александрович, 1927 года рождения.

В это время на территории совхоза находилась итальянская воинская часть, которая стала распоряжаться всем хозяйством. Ребята, не имея крова, не получали продукты питания. Тогда, в конце ноября месяца 1942 года собралась группа ребят в количестве 15-ти человек, подошли к итальянской машине, где находились солдаты, и просили у них хлеба. Итальянские солдаты, пьяные, вместо хлеба окружили всех ребят и начали избивать. Иванова Николая Александровича сбили с ног, наносили удары по лицу плетями, палками так, что Иванов, истекая кровью, лежал без сознания. Кирпичева Николая Петровича итальянцы окружили и били ногами, палками по лицу, голове и спине.

Затем один офицер вытащил пистолет и со всего размаху ударил Кирпичева в ухо, от чего он упал и 3 часа лежал без памяти. Резникова Петра Николаевича избили кулаками так, что он залился кровью. Тогда итальянцы решили Резникова повесить. Но после, что-то пробормотав между собою, подошли к Резникову, написали на бумаге по-русски: «Я вор, остерегайтесь воров, повесьте меня или расстреляйте», прикололи ему к груди и водили по всему совхозу…».

Источник: ГАВО. Ф.Р-1784. Оп. 1 Д. 118. Л. 67. Подлинник. Рукопись.

Еще один обвиняющий документ: из акта исполкома Радченского райсовета депутатов трудящихся о совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками злодеяниях в с. Белая Горка Радченского района Воронежской области, 8 сентября 1943 г.

«… В землянке, которую занимали 3 семьи ШМЕЛЕВОЙ Татьяны Петровны, САВЕЛЬЕВОЙ Ефросинии Петровны и ГОРБУНОВОЙ Марии Ивановны два итальянских солдата разлили и подожгли бензин. В результате пожара сгорели АКУЛИНА Ананьевна Горбунова, 60 лет и трое детей: Савельев Александр Тимофеевич, 6 лет, Савельева Валентина Тимофеевна, 3-х лет и Шмелев Иван Иванович, 10 месяцев, а Шмелева Татьяна, 22-х лет и Горбунова Мария Ивановна, 30 лет получили сильные ожоги лица, рук и ног…».

Источник: ГАВО. Ф.Р-1784. Оп. 1. Д. 280. Л. 26, 26 об. Подлинник. Машинопись.

Из акта Радченского райисполкома о злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в с. Красногоровка Радченского района Воронежской области от 04.09.1943г.:

«…13-го июля 1942 года, на второй день после захвата немецкими войсками села Красногоровки, все население этого села было выселено и направлено в овраг в 4-х километрах от Красногоровки…

Из оврага жители села Красногоровки были переселены в село Полтавку Дьяченковского сельсовета и [хутор] Дядин Радченского сельсовета, а все их имущество было разграблено немецкими оккупантами. 26-го июля [19]42 г. граждане села Красногоровки снова были возвращены в овраг для уборки урожая, и снова пытались пробраться к своим хатам в надежде взять там хлеба, одежду и необходимые вещи. В это время в Красногоровке хозяйничали уже не немцы, а итальянцы из дивизии ТОРИНО. Итальянские солдаты издевались и избивали граждан, не допускали их до своих хат. Так колхознику ЛАПТУРОВУ Федору Лукьяновичу, 61 года разрешили взять ягненка, но, когда он взял его, солдаты избили ЛАПТУРОВА, по приказанию офицера выгнали из села…

 На следующий день 27-го июля [19]42 года вооруженные итальянские солдаты окружили красногоровцев в овраге, расставили пулеметы и потребовали выдачи партизан. Получив ответ, что никаких партизан не видели, итальянцы вывели всех людей из оврага и разделили их на группы: мужчин, женщин, детей и стариков. Взяли 30 человек мужчин, под конвоем привели в сарай и расставили вокруг него пулеметы. Затем пригнали военнопленных и заставили копать яму для предполагаемого расстрела. Но и на этот раз никто ничего не сказал о партизанах. Продержав людей почти весь день, итальянцы отпустили их, оставив всего пять человек: ЖУКОВСКОГО Ивана Григорьевича 13 лет, ЧЕРЕПКОВА Ивана Васильевича, 16 лет, ГОНЧАРОВА Николая Михайловича, 16 лет, БЕСПАЛОВА Павла Петровича, 18 лет и МИРОШНИКОВА Николая Федоровича, 18 лет в качестве заложников. Однако партизан снова не оказалось и заложников через день выпустили.

В тот же день, 27-го июля итальянские солдаты потребовали 5 девушек на работу. Девушки прятались, солдаты отыскивали их и тащили их к себе. Таким образом итальянские мерзавцы собрали пять девушек: Р. Е. И., 18 лет, Р. Е. М., 17 лет, С. М. И., 18 лет, Я. Е. Г., 17 лет и Н. П., 18 лет, привели их к скирде на поле и изнасиловали. Избили девушку КОВАЛЕВУ Анастасию Федоровну, 16 лет и ее мать Ковалеву Ефимию Поликарповну, 60 лет за то, что девушка вырвалась от солдата, а мать выступила в защиту дочери…».

Источник: ГАВО. Ф.Р-1784. Оп. 1. Д. 280. Л. 20, 20об. Подлинник. Машинопись.

Страшное фото. Женщина, повешенная оккупантами.  Воронежская область, 1942г. Источник: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)

И это только некоторые факты. После всего этого, имеем ли мы право, прежде всего, моральное, допускать существование в Богучарском районе памятника, который увековечивает память фашистских оккупантов? Убийц, грабителей, насильников?

Что касается законности установки памятника в Филоново, то, как известно, закон обратной силы не имеет. Но действительно ли в далеком 1994 году были соблюдены все нормы действующего на тот момент российского законодательства? Или они были принесены в жертву тогдашней конъюнктуре? Трудно сказать… Возможно, какие-то документы о согласовании установки этого памятника и хранились в администрации Филоновского сельского поселения. Но, что-то берут сомнения. Скорее всего, не только сельское поселение, но и районное руководство тогда просто поставили перед фактом…Ведь высшее российское руководство в те годы очень-очень хотело дружить с Западом. Могли ли регионы оставаться в стороне? Конечно же, нет…

Привожу выдержку из постановления администрации Воронежской области от 13 июня 1997 года № 615: «…В целях формирования общественного мнения в пользу идеи примирения и защиты военных могил рекомендовать средствам массовой информации проводить разъяснительную работу среди населения по вопросам обустройства российских и иностранных военных кладбищ как символов примирения…».

Трудно представить, чтобы в настоящее время в официальном печатном издании вышел материал с таким названием: «В память о воинах двух армий», фактически ставящий знак равенства между освободителями и оккупантами. А в то время это было в порядке вещей. Открыв печатный номер районной газеты «Сельская новь» от 27 сентября 1994 года, богучарцы узнали об открытии памятного знака в Филоново. В село прибыли российская и итальянская делегации. От районной администрации в церемонии участвовал на тот момент первый заместитель главы Анатолий Гузев. Российскую сторону также представляли: генеральный директор Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» Александр Быстрицкий, руководитель историко-архивного и военно-мемориального Центра Генштаба ВС РФ полковник Юрий Сёмин, другие офицеры Генерального штаба, представители администрации Воронежской области.

Фотография с захоронения в 1994 годуНа снимке момент церемонии открытия памятного знака в селе Филоново. 1994г.  

Столь представительный состав российской делегации как бы говорит нам о законности и легитимности проведенной церемонии. Но на настоящее время итальянский памятный знак в селе Филоново оказался «ничейным». В реестре муниципального имущества Филоновского сельского поселения Богучарского района Воронежской области он не числился. Земельный участок под памятником и сам «объект» не оформлены никоим образом. В списке памятных знаков, на содержание которых в 2022 и в 2023 годах выделялись немалые средства из федерального бюджета, и находящихся в ведении Ассоциации «Военные мемориалы», филоновский знак не указан.

Так кто же был «хозяином» этого памятного знака? Получается, что никто. И никому он не нужен. Кроме итальянцев. Для них филоновское «перо» – своеобразная метка, поставленная на российской земле: да, мы тут были в далеком 1942 году, а через полвека вернулись, и не просто вернулись, а торжественно увековечили память своих погибших.

Но "хозяин" памятника неожиданно дал о себе знать...

Узнав об «исчезновении» итальянского памятника в селе Филоново, генеральный директор Ассоциации «Военные мемориалы» Иван Мирошниченко обратился с заявлением в правоохранительные органы. Теперь полицейским придется искать «неизвестных» лиц, демонтировавших злополучное «перо».

Возможно, в каком-либо виде памятник восстановят... Вероятность этого увеличится, если Ассоциация "Военные мемориалы" и лично ее генеральный директор Иван Мирошниченко предоставят документы о законности установки этого памятника.

Будем следить за развитием событий...

 

P.S. Выводы, изложенные в настоящем материале, являются личным мнением автора.

0
135
RSS
10:17

По данным поискового отряда (получены из источника, которому можно доверять) в Ассоциации «Военные мемориалы» отсутствуют документы, подтверждающие законность установки памятного знака в селе Филоново. Имеется в виду в том числе и документ об отводе земельного участка под памятный знак. Соглашением между РФ и Италией о статусе мест погребений вопрос установки памятных знаков на недействующих местах захоронений (кладбищах) четко не определен. Потому возникают вопросы о том, соблюдены ли требования указанного Соглашения при установке этого знака?