Знакомый, уважаемый мною человек, как-то поделился сокровенным: «Ну, почему я только на склоне лет, чего уж там, стал интересоваться историей своего рода? Внуки начинают спрашивать, а что мне им ответить? Не спросил же я в свое время, не узнал у своих бабушки и дедушки! Про войну отец, прошедший ее с 1943 года, не любил вспоминать, я и не настаивал!»
Часто я вспоминаю эти слова — ведь и во мне проснулся интерес к истории уже ближе к сорока годам. Правда, базис интереса был заложен еще советской школой.
И очень приятно видеть, что в среде нынешней молодежи стало «трендом» (как же без молодежного словечка) знать о своем воевавшем деде, прадеде, знать свою родословную! На марш «Бесмертного полка» молодые люди ведь выходят не по какому-то указанию сверху, а по зову и велению своего сердца!
К нам в поисковый отряд обращаются не только дети и внуки, но уже и правнуки воинов, погибших на Богучарщине. И интерес этот не праздный!
Расскажу об истории одного такого поиска… Очень неожиданными оказались его итоги.
Для начала ответьте на такой вопрос: где в Воронежской области находится село Петропавловка? Уверен, что подавляющее большинство «респондентов» ответили бы, что село Петропавловка — это районный центр на юге Воронежской области.
Немногие бы смогли ответить, что Петропавловкой (или Петропавловским) называется еще и село в Лискинском районе Воронежской области. На левом берегу Дона.
Такая, вот, путаница. И ведь путаница не только в предполагаемых ответах, но и даже в официальных документах. Которые заверены визами высоких должностных лиц, печатями серьезных организаций.
Речь веду о списках воинов Великой Отечественной, захороненных в братских могилах в обеих Петропавловках. Лискинская — пусть и находится на восточном берегу Дона, стала в начале июля 1942 года ареной тяжелых и кровопролитных боев. Противнику удалось ненадолго захватить село, создав плацдарм на восточном берегу Дона. А соседняя с Богучарщиной — познала все «прелести» прифронтовой полосы, совсем рядом была война. В райцентре хоронили умерших от ран и погибших на передовой воинов 1-й стрелковой дивизии.
Так вот, погибшие в лискинской Петропавловке считаются захороненными в Петропавловке — районном центре. И наоборот. Этого всего, конечно же, не могли знать родственники погибших на Воронежской земле советских солдат и офицеров.
В редакцию петропавловской районной газеты обратились родственники Агафона Федоровича Пилюгина, уроженца Бейского района Красноярского края (сейчас — Республики Хакасия). Красноармеец Пилюгин погиб 10 июля 1942 года и захоронен в селе Петропавловское Воронежской области. Эти скудные сведения родственники Агафона Федоровича узнали из Книги Памяти Хакасии.
На фото Агафон Пилюгин
По данным же ОБД Мемориал воин числится захороненным в районном центре Воронежской области - селе Петропавловка, в братской могиле №236. Только, вот, не удалось родственникам найти в ОБД донесения воинской части о гибели и месте захоронения воина. А вдруг, это не их солдат покоится в братской могиле? Чтобы разрешить все сомнения, и решили родственники обратиться в Петропавловский район, в редакцию районной газеты. Сотрудники редакции получив запрос из далекой Сибири, вскоре «вышли» на поисковика отряда «Память», живущего в Петропавловском районе. Геннадий Шкурин и попросил меня помочь «хорошим людям». От себя Геннадий добавил: «Скорее всего, воин погиб не у нас. Дата гибели смущает. Но, все равно, посмотри!»
Почти сразу на официальном сайте Бессмертного полка нашлась вот эта «История солдата» и две фотографии:
«Это мой дед, которого я никогда не видела. Пилюгин Агафон Фёдорович был призван Бейским райвоенкоматом. Ушел на фронт с эшелоном сибиряков в возрасте 34 года. Никогда не держал в руки винтовку, перед мобилизацией тренировался деревянной. У него остались жена и пятеро детей. Известно, что в июле 1942 года принимал участие в боях под Воронежем, погиб и похоронен в селе Петропавловское в братской могиле № 236. Вот и все. Долгое время его считали пропавшим без вести, т.к бабушка не получала похоронку. Но в 70-е годы младший сын разыскал записи о нем и установил. что дед покоится в братской могиле вместе с 453-мя бойцами, принимавшими участие в боях под Воронежем ... Моя мама помнит, каким он был добрым: спасал ее куклу от огня...»
Только донесения о гибели Агафона Федоровича Пилюгина действительно не было в базе Мемориал! А оно бы многое прояснило!
Фамилия-то достаточно редкая, писари могли и ошибиться в ее написании. Да и сочетание имени и отчества тоже не часто встречающиеся. Я стал пробовать различные варианты, и … удача! Есть донесение! ПИМОГИН Агафон Федорович! Попробуйте от руки написать фамилию Пилюгин! Её вполне можно прочесть и как Пимогин! А донесения военной поры штабисты заполняли не всегда каллиграфическим почерком.
Донесение 309-й стрелковой дивизии: красноармеец Пимогин Агафон Федорович, 1908 года рождения, уроженец Бейского района Красноярского края, призванный Идринским РВК, погиб в бою 10.07.1942 года, служил в 4-й роте 2-го стрелкового батальона в 959-м стрелковом полку 309-й стрелковой дивизии. Захоронен в селе Петропавловское Воронежской области. Жену воина звали Татьяна Марковна, проживала она в Идринском молмясосовхозе Красноярского края.
На фото семья Пилюгиных
309-я стрелковая дивизия, сформированная из сибиряков, в начале июля 1942 года вела боевые действия в районе города Свобода (сейчас — Лиски Воронежской области). Значит, предположение Геннадия Шкурина оказалось правильным! Действительно, воин погиб не у нас! В подтверждение тому выдержка из оперативной сводки Генштаба № 192 на 8-00 утра 11 июля 1942г.:
«...6-я армия продолжала оборонять прежние позиции и частью сил вела бои с противником, форсировавшим р. Дон в районе Петропавловское. 722 сп 206 сд во взаимодействии с частями 54 ур 10.7 перешел в наступление и овладел Петропавловское (18 км зап. Свобода). Противник силою до полка пехоты при поддержке артминометного огня перешел в контратаку и овладел лесом севернее Петропавловское. Отряд 309 сд с утра 10.7 вел упорные бои с противником за удержание предмостного плацдарма на южном берегу р. Дон в районе Лиски, Залужное, Дивногорье. Под давлением противника отряд отошел на северный берег р. Дон, оставив указанные населенные пункты...».
Я спросил у Геннадия Шкурина: - Даже не знаю, что и делать, сообщать ли родственникам? Они же много лет были уверены, что Агафон Пилюгин покоится в братской могиле в райцентре селе Петропавловка. А тут такая новость!
- Лучше сообщить правду, - ответил Геннадий.
Через несколько дней я позвонил Геннадию, он должен был передать найденную информацию в редакцию петропавловской районки.
- Какие новости? Как отреагировали родственники на нашу информацию? - первым делом поинтересовался я у Геннадия.
- Благодарили поисковый отряд «Память», сказали, что с нашей помощью наконец-то разобрались, где сложил голову их солдат!
В селе Петропаловка, что расположено на берегу Дона напротив Коротояка, есть братская могила под номером 172. В ней захоронены воины, погибшие в ходе жестоких июльских боев. Пилюгин или Пимогин Агафон Федорович в ее списках не значится. Но с большой долей вероятности он захоронен именно в этой братской могиле! Как и многие его однополчане, погибшие в те жаркие дни июля 1942 года.
Братская могила в селе Петропавловка Лискинского района
Прочла статью. Сердечная Вам благодарность от родных Агафона Федоровича. Пишу и плАчу. Лишь спустя 74 года после его гибели мы с Вашей помощью нащупали ниточку, ведущую к истине. А каково это было сделать, не имея под рукой Интернета и выходов на госинстанции вдове солдата? Хорошо, что дочери, которым сейчас под восемьдесят, смогут узнать хоть что-то о «короткой войне» Агафона. В самом деле, получается, что он погиб в первую же неделю после прибытия сибирского эшелона на воронежскую землю. Как и сотни других сибиряков, которые были брошены на прорыв и навечно остались в здешнем черноземе. Вечная им память.
Я читала, что у войны была строгая бухгалтерия. Пачками шли сводки и донесения, работали писари… Но уж больно горяча была ситуация в 42-ом, если, как пишет Анатолий Жигулин в«Черных камнях», останки начали хоронить лишь в 49-ом… При всех ли были медальоны? А ведь Воронежская область просто усыпана братскими могилами, в которых сплошные загадки.
Дед, оставшийся навсегда 33-летним, так и не узнал, чт о у него было 10 внуков. Что сын, который на фото еще в животе у мамы, станет штурманом, а дочери медиками.
Бесценна работа следопытов, распутывающих ребусы Великой Отечественной до сих пор. И не имеет она срока давности. Мы, родственники бы все равно вели свое расследование- пусть с меньшим успехом, но нужный вектор ему дали именно следопыты и неравнодушные люди- журналистка Лина Кузнецова, воспринявшая мою просьбу не как служебную обязанность, а как человеческий долг, и глава Петропавловского поселения, лично позвонивший мне после рабочего дня.
Эдуард, у нас остался еще один ребус: совпадает в информации все, вплоть до отчества вдовы- кроме прописки. Агафон работал и жил на приисках Таштыпского района Хакасии. Сейчас буду искать, почему местом призыва стал Идринский молмясосовхоз. В чем тут загадка- надо разобраться.
Сердечно Вас благодарю еще раз. Здоровья вам и успехов в кропотливой работе.
С уважением- внучка солдата Ирина Аксенова
Вот ссылка на лист донесения о потерях 309-й стрелковой дивизии. В графе 9 «ФИО, адрес жены или родителей» указан адрес проживания семьи: Идринский молмясосовхоз. Других документов найти нам не удалось.
www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1643680
Саперы 309-й стрелковой дивизии наводят переправу через Дон, 1942 г. Автор: И. Венюков. Источник: Красноярск — Берлин. 1941—1945 гг., 2009 г.
www.my.krskstate.ru/docs/greatwar/sibirskie-divizii-v-boyakh-na-verkhnem-donu/