Жарким июлем 1942 года война докатилась и до донских берегов. Великая русская река – Тихий Батюшка Дон, воспетый Михаилом Шолоховым - стала той чертой, через которую непрошенные гости не смогли пройти дальше. Где-то там, далеко, под Сталинградом, в адской мясорубке перемалывались все новые и новые немецкие дивизии. Там по большому счету решалась судьба войны, ковалась наша будущая Победа. А защищать «фланги Сталинграда» германское командование поставило армии своих сателлитов-союзников: Италии и Румынии. В боевых операциях на своих союзников немцы не сильно рассчитывали.
Донские станицы Вёшенская, Казанская, богучарское село Сухой Донец – на этом участке левобережья заняла свои позиции 153-я стрелковая дивизия 63-й Армии. В боях местного значения с немцами, а затем и со сменившими их итальянцами, прошли июль и август 1942 года. В частях и подразделениях 63-й Армии ширилось и развивалось снайперское движение, благо позиционный характер боевых действий тому очень способствовал.
Один из самых известных снайперов 153-й дивизии воевал в 566-м стрелковом полку. Уроженец Башкирской АССР, татарин по национальности, ефрейтор Усманов Мухаметзяр Саубанович стал героем публикации во фронтовой армейской газете «Боевой товарищ», в номере за 31-е августа 1942 года. В большом материале, занявшем на газетной странице целый подвал, писатель Шумило рассказал читателям о том, как метко разил врагов из своей винтовки снайпер Усманов. И о том, как боевые товарищи доставали Мухаметзяру куриную печенку, узнав, что тот болеет куриной слепотой. А для снайпера это было не очень хорошо – из-за своей болезни Усманов не мог следить за противником в сумерках. Но все это не мешало Усманову считаться одним из лучших снайперов дивизии!
А один из его выходов на «охоту» оказался даже в какой-то степени веселым! Мухаметзяр давно заприметил из своей позиции едва заметный окопчик на склоне правого берега Дона. Там посменно дежурили итальянские наблюдатели. Мухаметзяр решить проучить противника! И когда снайпер увидел показавшуюся над бруствером голову, то тут же сделал из своего укрытия выстрел, так, чтобы просто испугать итальянца. Тот притаился, но через некоторое время в окопчике наш боец заметил движение. И снова выстрел. Так продолжалось все утро, прошло время обеда, а Усманов все еще держал итальянца в окопе, не давая тому даже высунуть голову.
Когда к окопу пришел другой итальянец, видимо, не смену, Усманов выстрелами отогнал пришедшего. Сидевший в окопе не завтракал, не обедал, изголодался, и к вечеру завопил от злости и стал громко ругаться… А Усманов не спешил: товарищи принесли ему сытный обед, и теперь хохотали над устроенной «комедией».
Вечером итальянцы решили выручить своего запертого в окопе вояку. По левому берегу они открыли ураганный минометный и пулеметный огонь. И все же «режиссер» Усманов так и не дал своему «актеру» выбраться из окопа. Голодный итальянец унес свои ноги лишь ночью.
- Что же ты не пристрелил-то его? – задавали Усманову вопрос его товарищи.
- Фашист пришел на Дон командовать, повелевать, вот я и поучил его маленько тому, кто из нас здесь хозяин, - отвечал Мухаметзяр. – А вместо одного пристрелю еще пятерых…
Письмо с фронта
В сентябре 1942 года родители Усманова получили от сына весточку, и … «письмо с фронта» - командование части благодарило их за воспитание такого хорошего сына! Из письма родные узнали, что Мухаметзяра представили к правительственной награде. Это было последнее письмо домой…
Ефрейтор Усманов Мухаметзяр Саубанович согласно данным Книги Памяти Башкортостана считается без вести пропавшим. В декабре 1942 года.
Приказом Военного Совета Сталинградского фронта от 21.09.1942г. ефрейтор 566-го стрелкового полка Усманов Мухаметзяр «за проявленные мужество и отвагу» был награжден орденом Красной Звезды.
Вечная память героям!
Солорев Э.А.