Легенда о бомбере (продолжение обсуждения на форуме)
Шильда с "Бостона", аналогичная найденной в районе "Гострой могилы" (только неповрежденная).
Найдена на одном из поисковых форумов.
К сожалению, у нашей шильды левый верхний угол сильно поврежден, и поле MFRS. NO, в котором должен быть указан номер двигателя, прочитать практически невозможно.
Находки из района "Гострой могилы"
В 2008 году в ходе общения со старожилами неожиданно возникла тема хутора Козловки, и расстрелянных там двух советских летчиков.
Кто были эти летчики? С "Бостона" или это экипаж совсем другого самолета? Пока нет ответов на эти вопросы.
Одно известно точно, в районе этого заброшенного ныне хутора также находили детали и куски обшивки от "Бостона". По словам поисковиков, практически в каждом дворе.
Вероятно кусок броневой обшивки самолета (не уверен точно) с номером. Видны цифры 509070848, первые две сильно смазаны (х.Козловка).
надпись на круге «Аzimuth circle», что переводится как «буссоль, угломерный круг».
Номер 9954 Т (х.Козловка)
Теперь, что касаемо хутора Козловка. Ниже на карте Генштаба 1982 года я показал примерное место крушения "Бостона", также место, где находился хутор Козловка.
В селе Радченское Богучарского района есть братская могила времен ВОВ. В списках захороненных в этой могиле числится Алексей Иванович Кирюшев. По данным Богучарского РВК - он перезахоронен из х.Козловка.
Ниже выдержка из Книги Памяти Самарской области:
К сожалению, не указан район Воронежской области, а только село, где был похоронен воин.
Поиск по ОБД Мемориал дал неожиданный результат:
Сержант Алексей Иванович Кирюшев (так в донесении о потерях) действительно был летчиком. Воевал в 140-м БАП 270-й БАД 8-й Воздушной армии. 7-го сентября 1942 года не вернулся из боевого задания, как сказано в донесении, "из района Манойлин".
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51409...
Информация об исключении из списков
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=93004...
07.09.1942 также не вернулся из боевого задания "из района Манойлин" сержант Владимир Михайлович Попов.
Получается, два летчика, как в рассказе у Николая Кальченко.
Но хутор Манойлин - это населенный пункт в Клетском районе Волгоградской области! До города Богучара по прямой - около 200 км!
Узнать бы место дислокации 140-го БАП! В таком случае, можно представить маршрут последнего полета Кирюшева. Но, сомнительно, все-таки далеко от Козловки Богучарского района.
Я общался с работниками Радченской администрации. Понятное дело, мало кто, что помнит. Но знакомые в сельской администрации сообщили, что ранее А.И. Кирюшев не числился в списках захороненных в селе Радченское. Но лет так 25-30 назад в село приезжали родственники Кирюшева, которые и сообщили, что Алексей Иванович точно похоронен в селе Радченское. После их приезда и внесли изменения в паспорт захоронения.
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=87415...
В РВК концов сейчас не найдешь(((
Мог ли кто-то из состава экипажей звена "Бостонов" остаться в живых? Такое могло быть! Но в таком случае, должны остаться какие-либо следы: например, сведения о дальнейших награждениях, ранениях, гибели!
Хотя могло быть и так: по возвращении из-за линии фронта летчик попадал в особый отдел. А там с ним все могло случиться... Могли и разжаловать, могли и посадить, и так далее...
База данных по награждениям постоянно пополняется. И относительно недавно в ней появились сведения о награждениях медалью "За Победу над Германией...". И если пилот выжил, и продолжил воевать, и дожил до Победы, то он должен был награжден этой медалью!
Я решил проверить еще раз по списку пилотов из звена Н.П.Шенина. И нашел интересный документ!
Сведения о награждении в 1946 году Николая Петровича Шенина из 12-й Воздушной армии Забайкальского фронта (!!!). Только звание - младший сержант! Других данных, увы, не указано: год рождения, место рождения и т.п.
http://www.podvignaroda.ru/?#id=1534959044&tab=nav...
Вероятно, полный тезка!
Я пытался связаться с родственниками лейтенанта Шенина, но ответа от них так и не получил.
Бомбили они не Марьевку. Задание звену Шенина было - дорога Кантемировка - Богучар. По крайней мере, так указано в документах, и воспоминаниях их командира Осипова. Тут такие мысли появились: История поиска началась с находки в ЦАМО документа 8-й гвардейской механизированной бригады.http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=86&t=36...
"Политотдел 8 гв. мехбр 04.07.43 № 024 Секретно. Экз. № 2. Начальнику политотдела 3 гв. мк. 3 июля 1943 г. зам. командиром артдивизиона по политчасти гв. капитан Остапенко был доставлен мне орден Ленина за № 9233, который был найден командиром взвода управления артдивизиона гв. лейтенантом Потаповым, находившимся в командировке в г. Богучар. Орден был найден в поле в 25 метрах от разбитого самолета.Приложение: орден Ленина за № 9233. Зам. командира бригады по политчасти гв. подполковник Тюпин. Секретарь политотдела (подпись неразборчива). Написано в 2 экз. Экз. № 1 адресату. Экз. № 2 в дело" Выводы мои следующие: место крушения самолета "Бостон" в районе "Гострой могилы", находится в стороне от дорог (Кантемировка - Богучар, и Расковка - Травкино), в сильно пересеченной глубокими оврагами и балками местности. Просто так добраться туда сложно (знаю по себе). Да и сложно назвать это место "районом Богучара". Кроме того, танкисты нашли орден Ленина в ПОЛЕ (!!!) в 25-ти метрах от самолета. От места крушения в районе "Гострой" до ближайшего поля - более 100 метров. Надо, конечно, проверить еще раз поехав туда. Шагами посчитать расстояние, что-ли... Да, и что считали полем танкисты? Что могли делать танкисты, приехавшие в командировку в Богучар, в районе "Гострой", что находится в стороне от места их командировки? Вероятнее всего, они нашли орден где-то недалеко от Богучара, или от дороги, по которой они ехали в Богучар, или из него возвращались. Я решил "пробить" историю боевого пути 8-й гв.мех.бригады с целью узнать: каким образом, и, главное, откуда,они могли приехать в Богучар. Так вот, 8-я гв. мех.бр. входила в состав 3-го гвардейского механизированного корпуса.http://www.tankfront.ru/ussr/mbr/gvmbr08.html
Удалось узнать, что "7 июля 1943 г. корпус выведен из резерва ставки ВГК в оперативное подчинение 47-й армии Воронежского фронта в районе Ольховатка, Россошь. Летом и осенью 1943 г. корпус наступал в составе войск Воронежского (1-го Украинского) фронта на Левобережной Украине. Его войска освободили многие населенные пункты Украины, участвовали в разгроме ахтырской группировки противника, неудержимо продвигаясь к Днепру. Форсировали этот важный рубеж в 5 км северо-восточнее Канева, а затем сражались на правобережном плацдарме..."http://www.tankfront.ru/ussr/mk/gvmk03.html Таким образом, приехали танкисты в командировку в Богучар из района Россоши! А дорога оттуда - от Россоши к Новой Калитве, далее через хутор Белый Колодезь и Твердохлебовку и Вервековку - на Богучар. Это кратчайший путь. Поправьте меня, если ошибаюсь! Могли они, конечно, добираться и через Кантемировку, тогда - через Талы, Загребайловку, Расковку, Лофицкое - к Богучару. В любом случае, в районе "Гострой" - маленькая вероятность, что они там были! Если только им нужно было попасть в Радченское? Скорее всего, самолет "Бостон", упавший в районе "Гострой" - не экипажа Шенина, Кравца, Репина и Судникова.
Цитата: Солорев ЭдуардТаким образом, приехали танкисты в командировку в Богучар из района Россоши! А дорога оттуда — от Россоши к Новой Калитве, далее через хутор Белый Колодезь и Твердохлебовку и Вервековку — на Богучар. Это кратчайший путь. Поправьте меня, если ошибаюсь! Могли они, конечно, добираться и через Кантемировку, тогда — через Талы, Загребайловку, Расковку, Лофицкое — к Богучару. В любом случае, в районе «Гострой» — маленькая вероятность, что они там были! Если только им нужно было попасть в Радченское? Скорее всего, самолет «Бостон», упавший в районе «Гострой» — не экипажа Шенина, Кравца, Репина и Судникова.Из Россоши в Богучар "кратчайшая дорога" в то время была Россошь-Талы (или Писаревки)-Богучар, мимо Загребайловки и Лофицкого. Потому что за Твердохлебовкой к Новой Калитве и сейчас дороги нет, там такие овраги с белой липкой глиной что проехать очень тяжело. А от Богучара до Талов был "шлях", то есть дорога вымощенная камнем. Давно кстати хочу узнать когда и кто его построил. (Но не нашими пленными, он известен ещё до войны). А на Гострой танкистам действительно нечего делать если только они не увидели, например в бинокль, с дороги разбитый самолет и из любопытства не поехали посмотреть. Тогда посадок не было и все прекрасно просматривалось.
Цитата: Пилипенко РоманУточнил место падения этого самолета на границе между Лофицким и Расковкой. карта Есть свидетель который видел сгоревшие обломки в 1942 году.А вот этот "Бостон" вполне могли увидеть танкисты, которые нашли орден Ленина! А со свидетелем надо бы пообщаться, записать воспоминания!
Цитата: Пилипенко РоманА на винте случайно никакого номера опознавательного не было. Или это слишком расходная деталь?Идентифицировать самолет можно по номеру двигателя или номеру самолета. Судя по сообщениям на различных поисковых форумах, именно так.
Цитата: Пилипенко РоманЕсть фамилия старосты, который с большой долей вероятности спас какого-то летчика. Может из нашего Бостона, а может еще какого. Сивоволов Тихон Ермолаевич. Исследования о нем заслуживают отдельной темы. Он был старостой спасавший советских солдат и земляков. В 1942 году после освобождения Загребайловки от немцев он был арестован, наверно НКВД, и осужден на 10 лет. Видимо сразу не особо разбирались, раз староста, значит враг. После отсидки вернулся домой и до самой смерти примерно в 1975 году, жил и пользовался уважением земляков. Кое-какой материал о нем есть по воспоминаниям помнивших его, но хотелось бы спросить: можно ли найти материалы суда над ним? Есть ли где то данные по полицаям и старостам?В архивах ФСБ. Не в открытом доступе.
Экипаж: летчик - младший лейтенант Николай Петрович Шенин, родом из Новосибирской области, стрелок-радист - старший сержант Леонид Матвеевич Репин из Мордовской АССР, воздушный стрелок - сержант Виктор Ульянович Судников из Гомельской области, и стрелок – бомбардир Михаил Иванович Кравец из Киевской области.Стрелку радисту теоретически легче было выпрыгнуть с парашютом, не зря же Кривошаев вспомнил имя Репина Л. М. хотя... нашел текст песенки "стрелка-радиста" которую напевает Олег Даль в "Хронике пикирующего бомбардировщика". Грустно, как-то стало на душе Спи младенец мой прекрасный, баюшки-баю, Тихо светит месяц ясный в колыбель твою. Будешь ты в аэроклубе на ПО-2 летать, А потом с винтовкой будешь ИЛов охранять. Вот пройдет нимало — с годик, станет свет не мил, И тогда тебя посадят на горбатый ИЛ, Будешь ты стрелком-радистом, а в душе — пилот, Будешь ты летать на ИЛе задом наперед. Полетишь ты на заданье в боевой полет И услышишь как зенитка жалобно поет. ИЛ войдет в пике послушно, ты не будешь знать, Что пилот убит и ручку некому добрать. Спи младенец мой прекрасный, баюшки-баю, Тихо светит месяц ясный в колыбель твою.
Несколько фотографий Николая Петровича Шенина, командира звена "Бостонов" 57-го авиаполка, а также архивные документы, размещенные вероятно родственниками Шенина:http://www.pobeda1945.su/frontovik/46593/
Самое важное из статьи: "… Вырыли яму и похоронили летчиков в поле, за дорогой..."Почему же тогда еще в 43 эту могилу никак не обозначили? Ведь получается она не очень далеко от села, грубо километр-полтора. Скорее всего их еще в сороковые годы перезахоронили на местом кладбище. Потому что например в Расковке в 1944 или 45 годах из двух "военных" могил в центр села возле клуба перезахоронили шестерых или семерых бойцов погибших зимой 1942. Правда в Расковке получается в центре села, а в Луговом на кладбище, пока непонятно почему так могло быть. Наверно надо пройтись с миноискателем на предполагаемом месте захоронения, боюсь только там уже "металлоломоискатели" прошлись не раз уже. А вообще радует что дело движется и видно в каком направлении искать
Новый неожиданный поворот в истории экипажа "Бостона". На публикацию материалов о "Бостоне" на сайте http://lugovoe36.ru/ откликнулись родственники Н.П. Шенина. Племянница летчика сообщила, что в апреле 1943 года однополчанин Николая Шенина - Рябов П. - присылал письмо отцу Николая Шенина. В письме Рябов написал, что слышал, будто Николай Шенин до марта 1943 года находился в немецком плену. Мол, его видел в плену один человек, фамилии которого Рябов не указывает. Тот человек уверяет, что Шенин в марте 43-го убежал из плена. Дата письма 27 апреля 1943 года. Стал бы однополчанин сообщать такое родителям воина? С одной стороны - Рябов давал надежду родителям, что их сын не погиб тогда в июле 1942 года. С другой - письмо проходило через цензуру, и сообщать о факте попадания в плен - значит заведомо бросать тень на воина. Известно, как в те годы в СССР относились к тем, кто попадал в немецкий плен.
Информация о военнопленном ID: 84871924 Фамилия: Шенин Имя: Николай Дата рождения/Возраст: 20.07.1914 Дата пленения: Не позднее 28.06.1944Лагерь: лагерь Моновиц Лагерный номер: 174589 Судьба: сбежал из плена Название источника донесения: РГВА Номер фонда источника информации: 500 Номер описи источника информации: 4 Номер дела источника информации: 361https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=84871924
Перевод с немецкого Алексея Кислицына: "..."...29 Из Освенцима сбежал пленный. 28 июня 1944 года из лагеря Моновиц сбежал советский военнопленный Николай Шенин, род. 20.7.14 (под вопросом) рост 1,65, темно-русые стриженные волосы, серые глаза, особые приметы: на левой руке татуированный номер 174589. Не хватает фаланги большого пальца. Арестовать. - предписание об аресте выписано 6 отделом гестапо города Грац 3.7.44 года"
Цитата: Солорев ЭдуардДеталь с огнетушителя "PYRENE". Для сравненияДеталь, найденная в районе "Гострой могилы" в 2008 году
Недавно начал читать электронную версию книги нашего земляка, уроженца хутора Марьевка (это за Шуриновской на самой границе с Кантемировским районом) Василия Масловского - "Дорога в два конца". Настоятельно рекомендую всем, кто интересуется историей боевых действий на юге Воронежской области в июле - декабре 1942 года. Книга книгой, но есть в ней описание действительно происходивших событий, в топонимах узнаешь нынешний Богучар, Галиевку, Филоново, Верхний и Нижний Мамон и другие. Кстати в книге есть удивительно похожее описание воздушного боя над Острой Могилой, даже название места автор оставил, видимо, общался с очевидцами... "... В линялой синеве неба глухо прострекотало, будто кто громадный разодрал одежду по швам. С Хоперского шляха, из жгучих облаков пыли, злобно стучали скорострельные пушки, захлебывались крупнокалиберные пулеметы. Небо расцвело черными бородатыми бутонами, блескучий воздух искрестила паутина огненных нитей. Пятерка краснозвездных машин неуклюже ныряла между этими черными бутонами, пробивалась к танковой колонне на шляху.— Собьют, проклятые. — Галич облизал кончики обсосанных усов. Из-под грязного щитка ладони зверовато блестели суженные монгольскими скулами зрачки. — Низом бы им. — Будто низом не стреляют. Самолеты приближались к шляху удивительно медленно. Они отвернули чуть вправо, заходили с хвоста колонны. Неожиданно у одного из них отделилось крыло и, кувыркаясь, полетело вниз. Обгоняя обломок, камнем рухнул и весь самолет, и через минуту до стоявших на хуторской улице докатился из-за холмов тяжкий гул взрыва. И почти одновременно с этим взрывом задымил второй самолет. Он круто развернулся и потянул к Дону, но клюнул вниз. И теперь тяжкий гул над хутором поплыл со стороны Лофицкого леса. Оставшиеся три самолета выстроились в цепочку, прошлись над колонной. На шляху выросли колючие рыжие столбы дыма и пыли, вспыхнули пожары. На втором заходе задымили еще два самолета. Один неправдоподобно легко развалился в воздухе, второй развернулся было и лег на обратный курс, но тоже упал где-то у Лофицкого леса. Последний из пяти взвыл моторами и растаял в молочно-дымной синеве. Все произошло удивительно быстро, на глазах у толпившихся на улице хуторян. — Накаркали, вашу мать! — Галич в сердцах плюнул в пыль, по-над плетнями направился к своему дому. — Русь капут! Сталинград капут! — кричали ему в спину голопузые итальянцы, тоже высыпавшие за дворы и наблюдавшие за боем. — Подожди, образина проклятая, придет и твой капут, — на ходу запальчиво огрызнулся Галич. Итальянец с черной, аккуратно подстриженной бородкой, в ботинках на босу ногу и в трусах растерянно пробормотал что-то себе под нос, проводил Галича злым взглядом. — Не задирай их, окаянных, Селиверстыч, — посоветовал наблюдавший сцену от своей калитки Воронов. — Будь они неладны. — Нехай они ублажают меня, а не я их. Я у себя дома, на своей земле, — по-петушиному вскинул голову Галич и локтями поддернул штаны. Итальянцы послали к упавшим самолетам несколько машин. Машины вернулись на заходе солнца. Но хуторяне ничего не знали о судьбе тех, кто был на сбитых самолетах. В душной темноте горниц долго не спали в эту ночь. Утром Алешка Тавров, Володька Лихарев и еще несколько ребят пошли к Лофицкому лесу. У Острых Могил, на седых от мелкой полыни солончаках, нашли небольшую обгоревшую воронку. Метров на пятьдесят в окружности от нее валялись дюралевые обломки. Два круглых шестнадцатицилиндровых мотора откатились еще дальше. Никаких следов, ни живых, ни мертвых летчиков ребята не нашли. — На парашютах вроде и не спускались, — усомнился Володька. — Это тот, у какого крыло отбили. Ишь где оно. У самой макушки Могил, в колючем татарнике, на солнце серебрилась дюралевая исковерканная плоскость.У Лофицкого леса оба самолета упали почти вместе. Один из них скользнул по скату балки и сохранился довольно хорошо. Стеклянный колпак был разбит и сдвинут назад. Навалившись на приборный щиток, в кресле застыл летчик. Алешка потянул его за плечо назад — и тут же отшатнулся: лица у летчика не было. Была кроваво-синяя маска, успевшая вздуться за ночь. — Итальяшки его обшарили. Карманы повывернуты. У второго самолета Володька Лихарев нашел в промоине кусок гимнастерки с орденом Красного Знамени и карманом. Алешка достал из кармана пачку писем и комсомольский билет на имя Евстигнеева Валерия Эрастовича, 1922 года рождения. — Всего на три года старше тебя, Алешка. Из комсомольского билета выпала фотография. Светловолосая девушка улыбалась смущенно и радостно, словно стыдилась и не верила своему счастью. Фотография по углам была затерта. На тыльной стороне присохла кровь. Алешка попытался отскрести пятно ногтем, но ничего не получилось. Кровь успела впитаться в бумагу. Ребята молчали, будто чувствовали свою вину перед мертвым парнем и его живой и еще ничего не знающей невестой. Они стыдились своей беспомощности. Он дрался, а они только стояли, смотрели и ничем не могли ему помочь. — Надо сохранить это все. Отошлем, может? — сказал Володька. — Кому отошлем? Адреса нет. — Война закончится — отыскать можно. — Отыскать?.. Ребята переглянулись. Володька говорил о времени, когда уже ни немцев, ни итальянцев у них не будет и все будет как раньше. Говорил просто, как о чем-то давно и окончательно решенном. — Давайте походим. Еще найдем чего, — предложил Алешка. Минуя кусты разросшегося бодяка и стрельчатого молочая, в балку к ребятам спустился пасечник дед Матвей. — О чем сумуете, хлопцы? — кашлянул он, подойдя ближе. — Твоя пасека так и стоит в лесу, дед? — Так и стоит. — И ни немцы, ни итальянцы не трогают тебя? — Пока бог миловал, не заглядывали. Я в стороне от дорог. — Дед Матвей повернулся к самолету, где в кабине сидел мертвый, насупился. — Вчера итальянцы взяли одного с собою.— Живой? — Должно, живой, раз взяли. — Про остальных ничего не знаешь? — А что не знать… — Желтовато-мутные глаза деда Матвея налились слезой, коричневые скулы дрогнули. — Так все и погибли. Над балкой в небе возник тугой вибрирующий звук. Купаясь в лучах утреннего солнца, в сторону Воронежа медленно плыл серебристый крест самолета. — Немец, — сказал Алешка, вздохнул и почесал затылок. — Неси, дед, лопату — на пасеке у тебя должна быть. Похороним...".
Цитата: Пилипенко Роман
Они из Марьевки смотрели? Сомневаюсь что что-то видно до Гострой километров 10 и 2 высоких горы. Это или отголосок слухов боя звена Шенина, или в районе Шуриновки есть топоним Лофицкий лес.
В книге Масловского (а это литературное произведение!!!) есть несколько сюжетных линий: и описание жизни в оккупированном итальянцами хуторе, есть и рассказ о боях 1-й стрелковой дивизии с июля по декабрь 1942г. на участке Верхний Мамон - Осетровский плацдарм - Галиевка. Есть описание боев декабря 1942г. А историю о сбитых советских самолетах автор мог услышать лично, автор 1925 года рождения. Собирая материал для книги, мог услышать рассказы местных жителей о сбитых самолетах. Очень всё похоже на те сведения, которые мы нашли в ходе поиска по теме "Бостонов"!https://www.rulit.me/books/doroga-v-dva-konca-read...
Справка: МАСЛОВСКИЙ Василий Дмитриевич (02.04.1925, хутор Марьевка Богучарского уезда Воронежской губернии - 12.07.1992, Псковская область), прозаик, член Союза писателей СССР (1982). Из крестьянской семьи. Работал в совхозе молотобойцем. Участник Великой Отечественной войны. Окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета (1956), четверть века работал школьным учителем литературы. Печатался с 1974 года. Публиковался в журнале «Звезда»,газете «Литературная Россия». Автор романов, повестей и рассказов (преимущественно на военную тему) - «На Среднем Дону» (Ростов на Дону, 1975), «Русская земля серединная» (Воронеж, 1978), «Последняя страда» (Воронеж, 1981), «Дорога в два конца» (Москва, 1989) и другие. Источник: https://vrnguide.ru/bio-dic/m/maslovskij-vasilij-d...
Добавляются документы в открытом доступе, так что имеет смысл проверять... Репин Леонид Матвеевич был награжден в 1941 году Орденом Красного Знамени. Ранее в базе наград этой информации не было.http://www.podvignaroda.ru/?#id=1560655787&tab=nav...
В нашем распоряжении оказался документ от июня 1942г. с указанием номеров самолетов 57-го БАП. Номера хвостовые и заводские. Так, "Бостон", на котором летал в июне 1942г. летал экипаж Шенина Н.П., имел хвостовой номер - 7, заводской - 318. Самолет Недогреева Н.Я. имел хвостовой номер - 9, заводской - 761. Самолет Чиркова Д.Д. имел хвостовой номер - 6, заводской - 814. 08.07.1942г. самолет "Бостон" с заводским (бортовым) номером 814 потерпел крушение в районе села Мечетка Бобровского района Воронежской области. Это подтверждено найденным коллегами поисковиками документом:
Источник фото: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=138130... По найденным документам установлены ФИО четырех погибших в с.Мечетка летчиков: Штурман, младший лейтенант Ишуков Александр Иванович, 1920 года рождения; стрелок, старшина Каменский Виталий Григорьевич, 1917 г.р.; радист, младший сержант Маценко Николай Григорьевич, 1916 г.р.; пилот, старший сержант Падалка Степан Семёнович, 1920 г.р. Несколько лет назад в селе Мечетка был установлен памятный знак.
Почему самолет "Бостон" с номером 814 оказался в районе села Мечетка Бобровского района Воронежской области? К сожалению, на сайте https://pamyat-naroda.ru/ пока не размещены в открытом доступе документы 57-го БАП и 221-й БАД за июль 1942г., в д документах 8-й воздушной армии подробностей таких нет. В книге Г.А. Осипова есть такое объяснение: "... Вечером (точную дату Осипов не указывает, но можно предположить, что 8-го июля - С.Э.) в полк прибыл общевойсковой майор с представителем от штаба воздушной армии. Предъявив документы, он заявил, что прибыл от Василевского, находящегося здесь, на фронте. — Имею личное задание от начальника Генерального штаба разобраться в принадлежности войск на дорогах Воробьевка — Бутурлиновка и Средний Икарец — Семено-Александровка. Прошу выделить лучших разведчиков. С одним из них полечу сам. Вылет немедленно, — заявил майор. Я выделил для разведки экипажи командира звена Митина, летчиков Рудя и Падалку, показавших в прошедших боях себя смелыми и искусными разведчиками и не очень опасавшимися встречи с истребителями противника. Мы не стали разъяснять майору трудностей предстоящей разведки, так как понимали сложность обстановки и высокую ответственность выполнения этой задачи.После короткой подготовки все три экипажа вылетели на разведку. С задания вернулись только экипажи Митина и Рудя. Лучше всех выполнил заданную воздушную разведку экипаж самолета Рудя. Он определил, что по этой дороге в одном и том же направлении в северной части дороги двигались немецкие войска, а в южной части дороги следовала большая колонна наших войск. Экипаж Митина тоже выполнил задание, но зенитным снарядом на его бомбардировщике вырвало левую боковую часть фюзеляжа на уровне третьей кабины, где находился майор из Генерального штаба. Из-за сильного задувания потоков воздуха условия наблюдения у него во второй части полета ухудшились. Майор после полета долго тер слезящиеся глаза. Ему нашли его карту, вырванную в полете из рук и заброшенную в бомболюки. Он нанес на карту результаты своих наблюдений и разведданные, добытые в полете летавшими летчиками и штурманами, и немедленно уехал на ожидавшей его машине...". Вызывает вопрос только то, что летчики увидели немецкие войска на восточном берегу Дона, где находятся населенные пункты, упоминаемые Осиповым - Воробьевка и Бутурлиновка (ныне райцентры Воронежской области), села Средний Икорец и Семеново-Александровка. Так что, тут Осипова память подвела... В тех краях немцы через Дон не переправлялись! Село Мечетка находится в том же районе, в который направлялись три "Бостона" на разведку! Возникает только вопрос: самолет №814 в конце июня 1942г. был закреплен за экипажем Чиркова Д.Д., а нашли в нём документы экипажа С.С. Падалко...
Отвечать в темах могут только зарегистрированные пользователи. Вход • Регистрация.