село Писаревка
Со стороны матери все мои предки из Писаревки.
Интересно узнать что творилось в Писаревке в 1941-43 годах? По рассказам моей бабки, немцев встречали с цветами как избавителей от большевизма. Затем их сменили итальянцы, с которыми как я понял у местного населения были вполне дружелюбные отношения. Бабка рассказывала что итальянская оккупация ей запомнилась как самое сытое время с начала 30-х по середину 50-х. Говорит были партизаны и один как зоя космодемьянская, зимой 1942 пытался сжечь хату моей прабабки с находящимися там итальянцами и моя прабабка его отправила его к "праотцам" при помощи лопаты. Так же рассказывала, что большинство сдавшихся в плен в начале 1943 итальянцев, были расстреляны загранотрядами нквд вместе с местными бабами, которые пытались их спасти от расправы. Хотелось бы услышать, что реально творилось в селе в эти годы, если располагаете такой информацией?
Очень рад что появился хоть немого Кантемировский район в лице Писаревки. Мне давно хотелось собирать материалы , что происходило в 1942-43 годах по дороге Кантемировка - Богучар. Особенно воспоминания старожилов.
Жалею, что не записал воспоминания своей бабушки Александры Владимировны Щербаковой (в дев. Лиманской), 20 лет назад, пока она была жива. Что запомнилось из её рассказов записал выше, так же она с ужасом вспоминала послевоенный голод 1946, говорит в окресных сёлах умерли все дети родившиеся в войну.
Воспоминания П.Рафеса: http://boguchar-pamyat.ru/articles/281-pavel-rafes-iz-zapisok-perevodchika-divizionnoi-razvedki.html
Немного о событиях зимы 1942/43 в том районе (дорога Богучар - Кантемировка). Человек проездом побывал в наших краях.
А что касается воспоминаний местных жителей об оккупации, то не всё им лет 30-40 назад можно было говорить - время такое было! Да и сейчас не очень охотно делятся воспоминаниями. Особенно про итальянцев.
Но одно знаю точно - никто не называл сытыми эти месяцы оккупации!
Про расстрелы пленных немцев и итальянцев - действительно, есть такие воспоминания местных старожилов.
Бабушка рассказывала, что как только прошли бои, она пошла на позиции немцев поискать хоть что-то из съестного. На окраине ее села наши уничтожили немецкую колонну - немцы с итальянцами пытались прорваться из окружения. И наткнулась на раненого немца, он был еще живой. Говорит: "Смотрит на меня, а сказать ничего не может". Они и ушла, в селе рассказала про эту встречу. "Что же ты его не добила?" Вот такая была "любовь" к оккупантам.
По поводу "сытости" - там с искусственно созданного советами голодомора 1932-33 при раскулачивании до начала-середины 50-х, люди на селе постоянно жили впроголодь, с переходами в реальную голодуху как во время войны так и в 1946-47. Я это слышал от многих родственников. Так как моя семья сильно пострадала от всех этих коллективизаций, раскулачиваний и террора со стороны советской власти, то немцев встречали как освободителей с цветами, но к сожалению немцы надежд не оправдали.
Итальянцы же подкармливали детей и моя бабка постоянно это подчёркивала, так же говорила, что были дружелюбны с местным населением и конфликтов небыло, в отличие от немцев. Из итальянцев недолюбливали лишь сицилийцев. Так же бабушка рассказывала, что при сдаче в итальянцев плен им гарантировали жизнь, а потом пришли заградотряды и массово начались расстрелы, местные женщины пытались пленных отстоять, так их вместе с итальянцами и убили. Про партизаненов, я уже говорил - они в среди зимы чуть не спалили хату моей прабабки, которая после того как её мужа огпушники убили в 1933, одна поднимала двоих детей. Была ситуация, "давай мать выводи детей, мы сейчас этих макаронников зажарим", так моя прабабка Прасковья на них с лопатой кинулась, на шум выбежали итальянцы и партизан толи убили, толи отогнали. Касаемо старожилов и их нежеланием делиться рассказами - моя бабка точно выразилась, СТРАХ. Люди реально боялись за свою жизнь. Я помню как в 1990-91 бабка к нам приехала в гости и её аж прорвало, до этого она почти ничего не рассказывала. Помню что она тогда сказала - самые худшие оккупанты, это "наши" - советские.
Цитата: mihailyНЕ БЫЛО ТАКОГО!! ЦВЕТАМИ НЕМЦЕВ НЕ ВСТРЕЧАЛИ!!! Меня ваша позиция заинтересовала, откуда такая уверенность? Может от того что раскулачили? Так моего прадеда по бабушкиной линии тоже раскулачили и он от голода в 33 году умер, но они немцев с цветами не встречали. Надо писарян расспросить.
немцев встречали как освободителей с цветами, но к сожалению немцы надежд не оправдали.
Согласен с Романом! Не могли жители сёл и хуторов юга Воронежской области встречать немцев цветами! Поставьте себя на место тех женщин, стариков и подростков - их отцы, братья, сыновья на фронте воюют с немцами, кто-то уже получил похоронку, с кем-то давно нет связи. И что, женщины будут встречать хлебом-солью незванных гостей, которые, может, убили их отца, брата, сына?
А вот какой был немецкий "новый порядок" у нас на Среднем Дону:
Мне много пришлось общаться в своё время с участниками войны и свидетелями тех событий с обеих сторон. Поведение и мотивация людей были разными, зачастую очень контроверсными. Вы смотрите на события однобоко - "наши героические бойцы и их подлые бандитские оккупанты, да как они могли?!!!" а вот могли и я их не осуждаю, ибо находились между молотом и наковальней. Очень мерзкое и лживое время было и большинству людей надо было просто выживать. Ещё неизвестно как бы каждый из нас поступил, попади в подобную ситуацию. Вот например моей пробабке кого ждать было, когда мужа убила "своя" же власть, двое детей и всё эгзистенция сводилось к элементаному "не умереть с голоду", а буквально за 12 лет до этого семья считалась зажиточной и всё было хорошо.
Нет, я не однобоко смотрю. Я анализирую факты. И если бы такое было то я так бы и написал да, было. В силу своего места жительства я расспрашивал и сейчас спрашиваю и записываю воспоминания старожилов в соседних с Писаревкой селах. Сейчас люди не боятся рассказывать ничего. И если бы хоть в одном селе было что немцев встречали с цветами это бы помнили точно. Села вдоль дороги Кантемировка - Богучар немцы занимали с 6 по 9 июля. Писаревку предположительно 7 или 8 числа. Везде было одно и тоже. Люди собирались со всей улицы к кому нибудь в один дом, наверное всем вместе было не так страшно, и ждали немцев. О том что сегодня будут немцы откуда то было уже известно. И ни в одном из сел никто не радовался явно. Может кто из обозленных на советскую власть и надеялся на немцев, но никто не афишировал. Так что встреча немцев цветами это просто никак не вписывается в те события. Хотя я ничего не отрицаю и говорю что надо поговорить с писарянами. Если что то подобное было, то кто нибудь расскажет.
"Эхо войны" Война в Писаревке.
В первые дни и месяцы 1942года в с. Писаревка более половины трудоспособных мужчин ушли на фронт. Были среди них трактористы, комбайнеры, механики. Отправил Писаревский совхоз в армию лучшие автомашины, тракторы, лошадей и другую технику.
8 июля 1942 г. немецко-фашистские войска оккупировали с. Писаревку. В исключительно трудных условиях приходилось работать колхозникам. Они убирали хлеб под обстрелом фашистских самолётов, но не уходили с поля. Косили косами и на лобогрейках, вязали снопы, скирдовали.
Летом 1942 года Кантемировским райкомом партии было развёрнуто партизанское движение. Из воспоминаний старожилов следует то, что партизаны и в Писаревке проводили работу. Среди партизан были: Поляков М.Г., Дорош Т.Д и др. партизаны собирали ценные сведения о состоянии системы укрепления огневых точек и численности войск противника. Были установлена связь между партизанскими отрядами разных сёл Кантемировского и Богучарского районов. По цепочке через посыльных, титаревские партизаны передавали информацию о передвижении и расположении фашистских войск писаревским, из Писаревки - в Луговое Богучарского района,, затем в Радченское, оттуда в Богучар. А Богучарские партизаны по рации передавали сведения за Дон.
Война наложила свой отпечаток на сельское хозяйство. До, 1941 года Писаревский совхоз славился свиноводством. С приближением линии фронта к селу, 1500 голов свиней было эвакуировано в тыл и около 1000 голов осталось, потому что, немецкие войска оккупировали наше село. 15 июля 1942 года в двух свинарниках, освобожденных от свиней, организовали лагерь для военнопленных.
Немецкая охрана заставила советских солдат огораживать колючей проволокой два свинарника. Немцы охраняли лагерь! с овчарками. Местных жителей не подпускали к военнопленным, не разрешали передавать продукты. Через месяц немцы передали лагерь итальянцам. Итальянская охрана разрешала жителям Писаревки передавать еду. Писаревские женщины приносили продукты, одежду для пленных советских солдат: Гончарова Е.Н., Ширина Е. Р., Гончарова Ф.Е., Самофалова А. Е. Свинарки Гончарова К.С. и Гончарова А.Я., украдкой брали зерно и молоко, предназначенное для поросят, и носили в лагерь, солдатом. Суточный рацион военнопленных состоял из 250 граммов хлеба, выпекаемого из специально присланной из Германии смеси: 50% ржаной муки грубого помола, 20% жома сахарной свеклы, 20% целлюлозной муки, 10% листвы. Баланду /2 л./ готовили из шелухи проса и картофеля низкого качества. В лагере люди размещались прямо на полу или на подстилках из старой, гнилой соломы. Была очень высокая смертность среди военнопленных, болезни, было много вшей и блох. Большая часть работы легла на женские и детские плечи. Удельный вес женского труда непрерывно возрастал. Они и косили, и ухаживали за животными, и водили трактора. В селе Писаревка для полевых работ было оставлено 4 трактора, около 90 волов, 10 лошадей. Работать приходилось с раннего утра до поздней ночи. Полгода Писаревка находилась в оккупации. И только 18 декабря 1942 года село было освобождено от немецко-фашистских захватчиков.
Источник: http://www.ant6654.narod.ru/muzei.htm
Что насчёт голода 1946-47 годов? Бабушка рассказывала, что был страшный голод и никто из детей родившихся в войну в Писаревке, его не пережил. Ситуация фактически была как во время голодомора 1932-33 годов.
Спецсообщение УНКВД Воронежской обл. «О продовольственных затруднениях в некоторых районах области». 17 февраля 1937 г.
СкрытьРеквизитыТема: Коллективизация
Направление: Суды и правоохранительные органы, Сельское хозяйство, Население и уровень жизни
Тип документа: Служебная переписка
Государство: СССР
Датировка: 1937.02.17
Метки: Голод, НКВД
Источник: Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание Документы и материалы Том 5 1937 -1939 Книга 1. 1937 Москва РОССПЭН 2004. Стр. 148-149.
Архив: ЦА ФСБ РФ. Ф. 3. Оп. 4. Д. 307. Л. 52—55. Заверенная копия.
№ 81
В колхозах Петропавловского, Радченского, Пичаевского, Лебедянского и Алексеевского районов в связи с продовольственными затруднениями отмечен ряд случаев употребления колхозниками в пищу различных суррогатов. В некоторых селах колхозники, не имея хлеба, убивают продуктивный скот и питаются исключительно мясом. Отдельные колхозники от недоедания опухают.
Радченский район. Колхозница колхоза «Новая жизнь» Харченко Анастасия (жена бывшего красного партизана) питается исключительно свеклой и вместе со своими 3-мя детьми опухла. Опухла также с детьми от недоедания колхозница колхоза им. Петровского Зеленская А.Е.
Алексеевский район. В колхозе «Свободный труд» семья колхозника Мякота в 8 чел. (в том числе 7 детей) опухла и лежит в постели. В колхозе им. Сталина имеются 3 семьи колхозников, опухших от голода. В колхозе им. Чапаева опухли от голода 2 семьи колхозников. В колхозе «Красное поле» опухла семья одного колхозника. Аналогичные факты отмечены в ряде колхозов Лебедянского и Петропавловского районов. В связи с продовольственными затруднениями по ряду колхозов наблюдается резкий упадок трудовой дисциплины, что тормозит развертывание подготовительных работ к весеннему севу 1937 г. Правления некоторых колхозов в целях стимулирования выходов колхозников на работу выдают им заработную плату.
Петропавловский район. В колхозе «Путь Ленина» ремонт сельхозинвентаря проходит слабо. Колхозники на работу идти отказываются и требуют выдачи хлеба. В колхозе «Красный флот» колхозники на работу идти отказываются, никакой подготовки к весенней посевной кампании не производится. В этом же колхозе колхозники отказывались идти на собрание для вручения акта на вечное пользование землей.
Пичаевский район. В колхозе «Единение — сила» на уборку скота за трудодни никто не выходит. Для уборки лошадей и конюшен председатель колхоза Жигулин нанимает своих же колхозников и платит им деньги. За чистку конюшни бригадирам Дуркину, Полуэктову и Жукову Жигулин заплатил 25 руб. Наряду с этим значительно усилилось неорганизованное отходничество. В правления отдельных колхозов Радченского района ежедневно обращаются 20 — 30 колхозников с просьбами выдать им справки для выезда из села (Красногорский колхоз). Из некоторых колхозов Петропавловского района (с. Криуша) в течение 2 последних месяцев значительное количество колхозников самовольно выехало в колхозы АЧК.
Имеются отдельные случаи отказов от работы и самовольных выездов из сел не только рядовых колхозников, но и руководителей колхозов.
Пичаевский район. Бригадир колхоза «Заря сознания» Дергачев, не предупредив никого, бросил работу в колхозе и ночью уехал из села.
Петропавловский район. В связи с продзатруднениями председатель колхоза «Красный коммунар» Вербицкий Н.Е. дважды подавал директору МТС заявления об освобождении его от работы. Причем в последнем заявлении он писал, что если его не освободят от работы, он все бросит и уедет или покончит жизнь самоубийством. Бригадир колхоза «Серп и молот» Радченского района Иванов Д.З., совершенно не имея хлеба, пытался повеситься. Принятыми мерами попытка была предотвращена. В этом же колхозе также пыталась повеситься колхозница Гапченкова П.И. «Если дадут винтовку и скажут иди воевать, брошу винтовку и пойду в плен, а воевать не буду» (колхозник колхоза им. 1 Мая Петропавловского района), «Сельхозинвентарь ремонтировать спешить нечего, ведь в колхозе крестьянин все равно ничего не заработает, так как заберут все в налог. Скорее бы империалисты напали на СССР, тогда бы Советский Союз был разбит» (заявление колхозника, Пичаевский район).
Информирован обком ВКП(б). № 5913.
Дукельский.
Источник: http://istmat.info/node/32638
Воспоминания Тамары Матвеевны Романенко:
"... -Конечно, я хорошо помню итальянцев. «Яйки! Млеко! Жжжжж!».Они были добрые, не вредные, но, конечно, мародёрничали. Увидят курицу, раз её винтовкой по ногам. Они просили у нас яйца, молоко, мёд. Очень любили мёд. Однажды итальянцы напали на стадо гусей и стали их расстреливать. При этом итальянцы боялись немцев. У немцев всё было более высокоорганизованным, они не допускали мародёрства в сёлах и наказывали своих солдат. Моя бабушка припугивала итальянцев: «Сейчас немцам про вас расскажу!». Началось всё осенью 1941 года. Наши ушли, и наступило страшное затишье. Мирное население ждало входа захватчиков. Девушки, боясь насилия, измазали лица сажей. Все зарывали дорогие вещи в своих вишнёвых садах. Итальянцы пришли на мулах, на мотоциклах. Они не стали селиться в хатах, часть итальянцев поселилась в большом здании школы, часть- в очень хорошо оборудованных палатках. Мулы везли сани с провизией, с палатками. Итальянцы были хорошо экипированы. Но их тонкие шинели не подходили для русской зимы, провизия быстро кончилась. Итальянцы более всего погибли от морозов, а не от пуль. Когда они стояли на горе за селом, мы, дети, из любопытства часто ходили туда и наблюдали за ними.
Одна местная девушка Мария вышла замуж за итальянца. Итальянцы устроили весёлую свадьбу, они играли на губных гармошках. Потом итальянцы открыли в селе давно забитую гвоздями коммунистов церковь и стали там проводить католические службы. Итальянцы приходили в церковь организованно, целыми полками, католический священник проводил службу. Итальянцы носили на гуди иконки. Русское местное население вспомнило о своей православной религии, и стало тоже посещать церковь. Церковь работала по дням- то для католиков, то для православных.
Немецкие и итальянские фашисты окружили Кантемировскую дивизию, она попала в котёл, было взято в плен множество русских солдат. На холме построили огромный загон из колючей проволоки, туда были согнаны пленные. Мы, дети, наши матери, мы ходили в этот концлагерь и бросали пленным помидоры, картошку, огурцы, яйца. Русских пленных отдавали местным жителям, если они говорили, что это их родственники. Все местные жители набрали себе множество «родственников», у нас в доме жил юноша Стёпка. В то время активизировались местные полицаи из своих же, из русских. Они выдали всех коммунистов, более того, часто они сажали в концлагерь людей зажиточных, чтобы отобрать их вещи и драгоценности. Потом в концлагерь были отправлены девушки-партизанки из Россоши, они были комсомолками и были направлены на подпольную работу, но их выдал полицай Басов. У одной из девушек в соседнем селе остался маленький ребёнок. Моя мать тоже была отправлена в концлагерь полицаями. Мать и отец были зажиточными людьми, они недавно вернулись из ссылки на Амударью, где отец был начальником пароходства, мать в Кантемировке работала начальником швейного комбината. К тому же в семье были петербургские реликвии бабушки Бутовой Прасковьи Тимофеевны, она до революции вращалась в аристократических кругах, была женой прапорщика, у неё был свой чайный заводик когда-то. Из ссылки в Узбекистан, куда были отправлены в 30-е годы многие аристократы Петербурга, наша семья привезла много хороших вещей. Полицай Поликарпов, который до войны был подчинённым матери, дружил с нашей семьёй семьями, выдал мать фашистам. Посадив человека в концлагерь, полицаи врывались в дом, делали обыск- попросту всё выносили, что находили драгоценного.
Я ходила к колючей проволоке, передавала маме продукты и вещи. Когда концлагерь охраняли итальянцы, они разрешали нам общаться, позволяли передавать передачки, продукты. Когда же лагерь охраняли полицаи, то мы знали, что лучше не подходить- могут застрелить. Девушки-партизанки вели себя гордо, итальянские офицеры относились к ним галантно- угощали их коньяком и шоколадом. Однажды я пришла к маме, и вдруг увидела, что из концлагеря выезжает грузовик, в нём- женщины, у одной из них развевается голубой газовый шарфик на шее. Я испугалась, это был шарфик моей матери, я решила, что её увозят на расстрел. Потом оказалось, что это отвозили девушек-партизанок, моя мама одной из них подарила свой шарфик. Девушек расстреляли, один дедушка случайно оказался свидетелем этой сцены и всем нам рассказал о том, что видел. Девушек расстреливали русские полицаи, вообще расстрелами занимались только они. Полицаи приказали девушкам вырыть могилу, раздеться догола- у девушек были красивые крепдешиновые платья, туфли, и полицаи захотели забрать себе эти вещи. Потом однажды советские солдаты сумели порвать колючую проволоку и устроили массовый побег, удалось сбежать из концлагеря живой и моей маме.
В школе в соседнем селе итальянцы квартировались, и мы, дети, ходили к ним, выпрашивали у них карандаши, перьевые ручки, чернила, бумагу, тетради, книги. Мы хотели учиться, и итальянцы нам давали канцелярские принадлежности. Потом в школе итальянцы и немцы устроили госпиталь. Потом пришла советская армия, итальянцев санитаров расстреляли, врача оставили живым и заставили его лечить оставшихся в живых раненых. Однажды я пришла в школу, и увидела, как русские солдаты тащат за ноги по ступеньками красивого итальянского раненного парня. Он был ещё живой. Его кудрявая голова стучала по ступенькам, у него были яркие синие глаза. Я стояла под лестницей и рыдала от жалости к этому итальянцу.
После боёв и отступления АРМИР все поля и степи вокруг были в трупах замёрзших итальянцев. По снегу бродили ещё живые мулы, валялись перевёрнутые сани. Мы, дети, стали на них кататься с гор, потом пытались использовать их как лодки, но они оказались из фанеры, размокли и развалились. После ухода итальянцев остался их огромный склад с обмундированием и спиртным- коньяком и спиртом. Советские солдаты, захватив склад, перепились, и утром они все были уничтожены немцами. Тонкие итальянские шинели, итальянские солдатские одеяла, альпийские ботинки с шипами- всё это разошлось по местному населению. Мы, дети, носили долго ещё и после войны пальто, юбки, платки, перешитые из тонкого сукна, на ногах у многих были итальянские ботинки, правда, шипы мы научились отрывать. У нас дома до сих пор сохранилось итальянское солдатское одеяло из серой шерсти нескольких оттенков..."
Источник: http://bogemnyipeterburg.narod.ru/vocabulare/alfavit/persons/i/italiancu.htm
Еще интересный момент: "... На вопросы итальянцев: «А может, всё же, кто-то из итальянцев остался и ассимилировался в России?», моя мама ответила: «Нет! Никто не остался! Все ушли и погибли!». Девушка Мария тоже вскоре осталась одна, детей от итальянца у неё не было, и она вскоре вышла замуж за русского мужчину. Итальянское одеяло до сих пор в отличной форме, моль его не съела. Оно жёсткое, тонкое, кусачее и очень тёплое, я сплю под ним на даче..."
Когда итальянец Фердинандо Совран приезжал в Богучар в сентябре месяце, то сказал о своей мечте - найти сведения о тех итальянцах, которые остались жить в России после окончания войны. Думаю, навеяно это сюжетом фильма "Подсолнухи" с Софи Лорен.
Отвечать в темах могут только зарегистрированные пользователи. Вход • Регистрация.