Узкоколейка (обсуждение на форуме)
Тема узкоколейной железной дороги очень интересная. Поэтому, продолжу на форуме…
В большой излучине Дона немцы и их союзники к концу осени 1942 года построили несколько узкоколеек. Дорога от Шелистовки - её они называли «Feldbahn I». "Feldbahn" -значит «полевая дорога». Построены были также две полевые дороги от железнодорожной ветки Лихая – Морозовская – Суровикино – Сталинград : узкоколейки «Feldbahn II» (от ст.Обливская) и «Feldbahn III» (на карте от населенного пункта Tschir).
Все три дороги указаны ниже на схеме. Источникhttp://forum.axishistory.com
А севернее, от города Острогожска до станции Евдаково немцы протянули железную дорогу, в народе прозванную «Берлинкой». Есть фотографии той дороги, по которым можно представить масштаб строительства, и понять, через что пришлось пройти советским военнопленным.
Мост в районе с.Петренково 1942
В 1990-х годах (точную дату пока узнать не удалось) в богучарской районной газете «Сельская новь» был напечатан материал о побеге русского военнопленного из лагеря в совхозе 106-м (Варваровке). Тот пленный был уроженцем Богучарского района, и за ночь ему удалось добраться до родного села. Семья его жила недалеко – в Луговом или в близлежащих селах. Переночевав дома, солдат пошел пробираться к линии фронта к Дону.
Найти бы этот материал!
К январю 1943 года части 1-й Гвардейской Армии и 6-й Армии Юго-западного фронта отбросили итало-немецкие войска от границ современного Богучарского района Воронежской области. Вся узкоколейная железная дорога от станции Шелистовка и до села Липчанка была в руках советского командования. Использовать для снабжения наступающих войск Красной Армии Юго-Восточную железную дорогу возможности пока не было: в Россоши и Острогожске еще хозяйничали итальянцы и венгры – союзники Германии. Шоссейные дороги были разрушены в ходе боев.
В сложившейся ситуации грех было не воспользоваться узкоколейной дорогой для доставки боеприпасов и других грузов к линии фронта. Командование 1-й Гвардейской Армии приказало в кратчайшие сроки (к исходу 27-го января 1943 года) провести подготовительные работы по очистке путей от снежных заносов и восстановлению пути. Командир 19-й отдельной железнодорожной бригады полковник Александр Николаевич Ткачев, получив приказ командования 1-й Гв. Армии, возложил его выполнение на 18-ю отдельную эксплуатационную железнодорожную роту. Командовал ротой старший лейтенант Федор Павлович Степанчук.
Когда воины путейцы прибыли на место, их взору предстала такая картина: на всем своем протяжении узкоколейка была занесена снегом, в отдельных местах высота сугробов доходила до 2-х метров. Длина пути узкой колеи составляла 54 километра.
Наступление частей Красной Армии было столь стремительным, что оккупанты не успели уничтожить материальную часть узкоколейки. Отступая, итальянцы и немцы вывели из строя телефонную связь между станциями УЖД, с мотовозов были сняты и выброшены в глубокий снег важные детали, повреждено стрелочное оборудование.
Начальник службы пути 18-й эжр воентехник 1-го ранга Анатолий Иванович Мирошниченко организовал расчистку от снега участков узкоколейной дороги. Привлекли на расчистку более 1000 жителей окрестных хуторов и деревень. Конечно, в большинстве своем, это были женщины и подростки.
Неимоверными усилиями воинов-путейцев и местного населения в 16-00 27 января первый состав прибыл на станцию Липчанка за грузом. Станция – это, конечно, громко сказано. Станционных помещений практически не было. В Липчанке груз загружался в состав и доставлялся на станцию Шелистовка Юго-Восточной железной дороги. Начальник Липчанской станции младший сержант Феоктист Алексеевич Сычев за 20 минут загружал поезд, за 15 минут формировал состав. Он сумел, несмотря на то, что на станции было всего два пути, добиться приема, погрузки и отправки 9-ти пар поездов в сутки.
Пришлось быстро освоить незнакомую ранее технику иностранного производства, и вскоре между станциями УЖД бойко забегали составы. Паровозный машинист младший сержант Иван Михайлович Степанов установил рекорд скорости движения от станции Копани (бывший хутор Радченского района) до станции Шелистовка. Это рекордное время составило 1 час 10 мин, и на него стали равняться остальные машинисты 18-й роты.
Николай Николаевич Мальчиков, водитель мотовоза, за одни сутки сумел перевезти одну тонну груза.
И таких подвигов на узкоколейной дороге было множество. Снабжение частей Красной армии через УЖД осуществлялось бесперебойно.
Выдержка из наградного листа Бориса Яковлевича Шкаленко, военного диспетчера 18-й ОЖДР
Цитата: oltsenПростите, может, не в тему… И вот, совсем недавно, удалось узнать фамилию советского военнопленного, погибшего в лебединском лагере. Только одна фамилия… ЛЮБАКОВ Иван Степанович, 1902 года рождения, уроженец деревни Рыбинка Ольховского района Сталинградской области, 28 ноября 1942 года был до смерти избит охранниками лагеря и умер от побоев. Вместе с ним в лагере Первомайского совхоза находился и его родной брат Фёдор, которому удалось выжить. От него родные и узнали о месте гибели Ивана Любакова. Где можно узнать подробнее об этом факте, как и что удалось узнать, можно ли узнать место захоронения. Я правнучка Любакова. Честно говоря, родной брат Ивана ничего не сообщил семье.Здравствуйте! Спасибо за Ваш отклик на статью! Информацию о гибели Любакова Ивана Степановича в лагере села Лебединка (совхоз "Первомайский") Радченского района Воронежской области удалось узнать из документа, размещенного на сайте ОБД Мемориал. http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=85314496 В документе сказано, что брат Ф.С.Любаков сообщил данные о смерти Ивана Любакова в селе Лебединка Воронежской области. А сам Федор Степанович согласно документам сайта ОБД Мемориал был освобожден из плена. http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65592348 В селе Лебединка нет учтенного захоронения времен ВОВ, людей, помнящих события войны, почти не осталось. Место захоронения советских военнопленных, к сожалению, пока остается неизвестным.
Цитата: Солорев ЭдуардСпасибо большое!Цитата: oltsenПростите, может, не в тему… И вот, совсем недавно, удалось узнать фамилию советского военнопленного, погибшего в лебединском лагере. Только одна фамилия… ЛЮБАКОВ Иван Степанович, 1902 года рождения, уроженец деревни Рыбинка Ольховского района Сталинградской области, 28 ноября 1942 года был до смерти избит охранниками лагеря и умер от побоев. Вместе с ним в лагере Первомайского совхоза находился и его родной брат Фёдор, которому удалось выжить. От него родные и узнали о месте гибели Ивана Любакова. Где можно узнать подробнее об этом факте, как и что удалось узнать, можно ли узнать место захоронения. Я правнучка Любакова. Честно говоря, родной брат Ивана ничего не сообщил семье.Здравствуйте! Спасибо за Ваш отклик на статью! Информацию о гибели Любакова Ивана Степановича в лагере села Лебединка (совхоз «Первомайский») Радченского района Воронежской области удалось узнать из документа, размещенного на сайте ОБД Мемориал.www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=85314496В документе сказано, что брат Ф.С.Любаков сообщил данные о смерти Ивана Любакова в селе Лебединка Воронежской области. А сам Федор Степанович согласно документам сайта ОБД Мемориал был освобожден из плена.www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65592348В селе Лебединка нет учтенного захоронения времен ВОВ, людей, помнящих события войны, почти не осталось. Место захоронения советских военнопленных, к сожалению, пока остается неизвестным.
Цитата: mbogucharА пруд можно разглядеть сейчас? Там еще вроде болото просматривалось. Не могло же это все бесследно исчезнуть?
Там еще отец рассказывал где то с правой стороны был пруд, так по словам жителей туда вагонетки сбрасывали.
Цитата: сашокПруд в районе хутора Чумаковка есть. Мы в детстве играли зимой в хоккей на этом небольшом пруду. Другого пруда в том районе просто нет. Надо будет просить Ивана (mboguchar) уточнить информацию)))Цитата: mbogucharА пруд можно разглядеть сейчас? Там еще вроде болото просматривалось. Не могло же это все бесследно исчезнуть?
Там еще отец рассказывал где то с правой стороны был пруд, так по словам жителей туда вагонетки сбрасывали.
Цитата: RAVENNAСпасибо!!! Это очень интересная информация о "X Battaglione Ferrovieri"! Grazie !!! Si tratta di informazioni molto interessante! Источник информации: "I servizi logistici delle Unita' italiane al Fronte russo ( 1941-1943)" p.s. сообщил пользователь RAVENNA
Il X Battaglione Ferrovieri fu posto alle dipendenze tecniche della Direzione del Genio dell’intendenza. Essa lavorò’ dapprima al completamento degli impianti ferroviari del centro logistico di Debalzevo. Nel mese di settembre 1942, il Battaglione (con le compagnie 29° e 30°) era inviato a Boguciar per la costruzione della “ ferrovia campale n° 1 “che, partendo da Scelistovka, sulla linea ferroviaria a scartamento ridotto ordinario, con uno sviluppo di circa 60 chilometri, dei quali circa 25 chilometri di tracciato interamente nuovo, terminava a Radcenskoie, sulla dorsale tra le valli Boguciar e Lavaja. Tale ferrovia a scartamento ridotto era costruita per assicurare i rifornimenti ai contigui Corpi d’Armata II e XXXV. Su di essa transitò peraltro, il 17/dicembre/1942 un unico convoglio che trasportava 200 tonnellate di materiali. Infatti, nello stesso giorno il X Battaglione lasciava gli attrezzi per impugnare le armi, essendo stato inviato dal Comando del XXXV a sostenere la difesa di un caposaldo del Don. La 28° compagnia della stesso Battaglione, dopo aver recuperato nella zona di Debalzevo 2.000 tonnellate di materiale ferroviario a scartamento ridotto Dècauville, si trasferiva a Kamensk( basso Donez) per porre in opera quello stesso materiale nella costruzione di una seconda ferrovia campale che permettesse il passaggio del Donez, collegando i due tronchi ferroviari interrotti dalla demolizione del ponte che i tedeschi non erano in grado di ricostruire per difetto di materiali. Извините, если я написал свой собственный язык, но я не знаю русский, я надеюсь, что не пошли не по теме
Цитата: Солорев ЭдуардДа,интересно бы поглядеть. А там вообще не осталось построек? Издали видно,что то непонятное .Может фермер какой поселился? Я правильно понимаю,что поворот находится сразу за мостом после проезда с.Липчанка? Или все таки ошибаюсь?Цитата: сашокПруд в районе хутора Чумаковка есть. Мы в детстве играли зимой в хоккей на этом небольшом пруду. Другого пруда в том районе просто нет. Надо будет просить Ивана (mboguchar) уточнить информацию)))Цитата: mbogucharА пруд можно разглядеть сейчас? Там еще вроде болото просматривалось. Не могло же это все бесследно исчезнуть?
Там еще отец рассказывал где то с правой стороны был пруд, так по словам жителей туда вагонетки сбрасывали.
Цитата: сашокможно.Цитата: mbogucharА пруд можно разглядеть сейчас? Там еще вроде болото просматривалось. Не могло же это все бесследно исчезнуть?
Там еще отец рассказывал где то с правой стороны был пруд, так по словам жителей туда вагонетки сбрасывали.
Цитата: mbogucharСпец технику никто не оплатит без доказательств,хотя бы просто хорошенько проверить это болотце. По любому болото откроет что то.Глубина не большая думаю была. Ребятам из отряда думаю под силу будет проверить.(щуп,металлоискатель) А где была найдена "стрелка"? В каком районе?
вот где то тут. Осталось болотце. Но если пригнать спец технику.
Цитата: Солорев ЭдуардРазговаривал в одним липчанским дедушкой - он 1936 года рождения, 6 лет ему было в 1942 году. Уже почти и не осталось никого и в Липчанке и в Варваровке из людей, помнящих события 1942-43 годов. Что касается места, где заканчивались рельсы узкоколейной дороги, то мой собеседник сообщил, что это действительно в районе "Казенного" моста, только с северной стороны дороги Липчанка - Варваровка.
«Стрелку» нашли в селе Липчанка Богучарского района. При разборке старого погреба. Стрелку использовали в качестве перекрытия. А что касается болотца, то надо еще раз опросить старожилов. До конца месяца я поеду в Липчанку, постараюсь все уточнить.
Отвечать в темах могут только зарегистрированные пользователи. Вход • Регистрация.