Узкоколейка (обсуждение на форуме)

0
#118 от 20:25
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет

Тема узкоколейной железной дороги очень интересная. Поэтому, продолжу на форуме…


← Предыдущая Следующая → 1 2
Показаны 1-60 из 87
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Статью читать здесь

В большой излучине Дона немцы и их союзники к концу осени 1942 года построили несколько узкоколеек. Дорога от Шелистовки - её они называли «Feldbahn I». "Feldbahn" -значит «полевая дорога». Построены были также две полевые дороги от железнодорожной ветки Лихая – Морозовская – Суровикино – Сталинград : узкоколейки «Feldbahn II» (от ст.Обливская) и «Feldbahn III» (на карте от населенного пункта Tschir).

Все три дороги указаны ниже на схеме. Источникhttp://forum.axishistory.com

Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет

А севернее, от города Острогожска до  станции Евдаково немцы протянули железную дорогу, в народе прозванную  «Берлинкой». Есть фотографии той дороги, по которым можно представить масштаб строительства, и понять, через что пришлось пройти советским военнопленным.

Мост в районе с.Петренково 1942

Ж/д в районе с.Петренково 1942
 
Строились ли в Богучарском районе такие мосты? Точно не известно.
Недавно в сети Интернет удалось наткнуться на итальянские фотографии. На некоторых снимках - Богучарский район. Часть снимков не подписаны, либо не указано место съёмки. Так вот, среди этих снимков есть один, на котором советские военнопленные строят железнодорожные пути.
Возможно, та самая дорога от станции Шелестовка.

В 1990-х годах (точную дату пока узнать не удалось) в богучарской районной газете «Сельская новь» был напечатан материал о побеге русского военнопленного из лагеря в совхозе 106-м (Варваровке). Тот пленный был уроженцем Богучарского района, и за ночь ему удалось добраться до родного села. Семья его жила недалеко – в Луговом или в близлежащих селах. Переночевав дома, солдат пошел пробираться к линии фронта к Дону.

Найти бы этот материал!


Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
В базе данных Мемориал пару лет назад, когда поисковый отрядом составлялась схема первичных захоронений Богучарского района, удалось найти документ о гибели в совхозе №106 в январе 1943 года красноармейца 19-й отдельной железнодорожной бригады Александра Петровича Арапова.
Предположение, что эта в/часть в январе - феврале 1943 года обслуживала "трофейную" узкоколейную дорогу, оказалось верным!
Информация, указанная ниже, получена из наградных документов, размещенных на http://www.podvignaroda.ru/

К январю 1943 года части 1-й Гвардейской Армии и 6-й Армии Юго-западного фронта отбросили итало-немецкие войска от границ современного Богучарского района Воронежской области. Вся узкоколейная железная дорога от  станции Шелистовка  и до села Липчанка была в руках советского командования. Использовать для снабжения наступающих войск Красной Армии Юго-Восточную железную дорогу возможности пока не было: в  Россоши и Острогожске еще хозяйничали итальянцы и венгры – союзники Германии. Шоссейные дороги были разрушены в ходе боев.

В сложившейся ситуации грех было не воспользоваться узкоколейной дорогой для доставки боеприпасов и других грузов к линии фронта. Командование 1-й Гвардейской Армии приказало в кратчайшие сроки (к исходу 27-го января 1943 года) провести подготовительные работы по очистке путей от снежных заносов и восстановлению пути. Командир 19-й отдельной железнодорожной бригады полковник Александр Николаевич Ткачев, получив приказ командования 1-й Гв. Армии, возложил его выполнение на 18-ю отдельную эксплуатационную железнодорожную роту. Командовал ротой старший лейтенант Федор Павлович Степанчук.

Когда воины путейцы прибыли на место, их взору предстала такая картина: на всем своем протяжении узкоколейка была занесена снегом, в отдельных местах высота сугробов доходила до 2-х метров.  Длина пути узкой колеи составляла 54 километра.

Наступление частей Красной Армии было столь стремительным, что оккупанты не успели уничтожить материальную часть узкоколейки. Отступая, итальянцы и немцы вывели из строя телефонную связь между станциями УЖД, с мотовозов были сняты и выброшены в глубокий снег важные детали, повреждено стрелочное оборудование.

Начальник службы пути 18-й эжр воентехник 1-го ранга Анатолий Иванович Мирошниченко организовал расчистку от снега участков узкоколейной дороги. Привлекли на расчистку более 1000 жителей окрестных хуторов и деревень. Конечно, в большинстве своем, это были женщины и подростки.

Неимоверными усилиями воинов-путейцев и местного населения в 16-00 27 января первый состав прибыл на станцию Липчанка за грузом. Станция – это, конечно, громко сказано. Станционных помещений практически не было. В Липчанке груз загружался в состав и доставлялся на станцию Шелистовка Юго-Восточной железной дороги. Начальник Липчанской станции младший сержант Феоктист Алексеевич Сычев за 20 минут загружал поезд, за 15 минут формировал состав. Он сумел, несмотря на то, что на станции было всего два пути, добиться приема, погрузки и отправки 9-ти пар поездов в сутки.

Пришлось быстро освоить незнакомую ранее технику иностранного производства, и вскоре между станциями УЖД бойко забегали составы. Паровозный машинист младший сержант Иван Михайлович Степанов установил рекорд скорости движения от станции Копани (бывший хутор Радченского района) до станции Шелистовка. Это рекордное время составило 1 час 10 мин, и на него стали равняться остальные машинисты 18-й роты.

Николай Николаевич Мальчиков, водитель мотовоза, за одни сутки сумел перевезти одну тонну груза.

И таких подвигов на узкоколейной дороге было множество. Снабжение частей Красной армии через УЖД осуществлялось бесперебойно.

Выдержка из наградного листа Бориса Яковлевича Шкаленко, военного диспетчера 18-й ОЖДР


Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Среди наградных документов на солдат и командиров 18-й отдельной железнодорожной роты есть и наградной лист на Шклярик Евгения Михайловича - делопроизводителя - казначея 18-й роты. 
Значит, среди документов 18-й роты, "пылящихся" в архивах, есть и составленная Шкляриком схема всей узкоколейной железной дороги Липчанка - Шелистовка. Вот только отыскать документы 19-й ождбр и 18-й ождр среди миллионов сканированных копий архивных документов на сайте ПАМЯТЬ-НАРОДА.РУ, к сожалению, пока не удаётся. 
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Вот такие локомотивы тянули составы на ж/дорогах узкой колеи. Ширина колеи "нашей" УЖД - 600 мм. Пока в качестве предположения. 
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Немецкая аэрофотосъёмка села Анно-Ребриково. Должна быть видна трасса узкоколейной дороги на Шелистовку.

Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Еще пара фотографий из Бундесархива (фотограф Bohmer)
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Кто ищет – тот всегда найдёт! Наконец-то удалось разыскать архивный документ за авторством Управления тыла Юго-Западного фронта. В многостраничном отчете «о работе тыла» за январь – февраль 1943 года - всего лишь несколько строчек и приблизительная схема узкоколейной железной дороги Липчанка – Шелистовка. Зато теперь точно известно, что ширина колеи этой УЖД составляла 600 мм, а длина самой дороги – 54 км. Неясна только дальнейшая судьба этой дороги. С восстановлением и вводом в действие ЮВЖД и других железных дорог широкой колеи «наша» узкоколейка потеряла свое значение как транспортной артерии. Но свою роль при обеспечении наступающих войск Юго-Западного фронта узкоколейная дорога сыграла! https://cdn.pamyat-naroda.ru/images/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0_013_%D0%9A%D0%9F097%D0%A0-%D0%A123/232-0000590-0197/00000074.jpg
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Неизвестно, сколько было станций на узкоколейной дороге - подробной схемы дороги еще не найдено. Есть упоминание о станции Липчанка, где происходила погрузка, станции Шелистовка, где составы разгружались, также известно о станции Копани. Скорее всего, была станция в хуторе Алексеевка, где дорога расходилась в двух направлениях. А также должна быть станция в районе села Лебединка (совхоз Первомайский). Возможно, еще в районе Анно-Ребриково.
mboguchar
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 8 лет
Попробую узнать про Липчанку. Отец от туда
mboguchar
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 8 лет
В Липчанке была станция в районе "Чумичивки". Если ехать в сторону кол-за Восток был а остановка и вот там видна насыпь, это и есть бывшая узкоколейка.
mboguchar
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 8 лет
по воспоминаниям грузы отправляли в Чертково.
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Есть такая мысль: раз в марте 1943 года УЖД передали на баланс Юго-Восточной железной дороги (ЮВЖД), то можно обратиться в Воронеж или в Лиски, в архив этой дороги. Попробую для начала написать запрос, а там видно будет. Что касается документов (немецких или итальянских) о строительстве дороги, то тут тоже есть определенные задумки, как их найти...
mboguchar
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 8 лет
На "Чумичивки" была станция". Весной поеден на кладбище в Липчанку, попробую заехать сделать фото места узкоколейки.
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Запрос в ЮВЖД сделан, надеюсь, что и ответ будет. Придется подождать. Когда собирал материал по этой теме, возникала такая мысль: от станции Кантемировка до Богучара - примерно 60 км. Идеально было построить именно там эту дорогу, тем более не пришлось бы столкнуться с большим объемом земляных работ. Дорога бы шла параллельно р.Богучарке. Но строить начали через бугры и косогоры от Шелистовки к Радченску. Дотянули 54 км, а до Богучара - еще около 20 км. Так вот, немцы (не глупая нация) действительно собирались строить ж/дорогу (широкой колеи) от Кантемировки к Богучару. В немецких архивах хранится проектная документация на строительство этой дороги. Видимо, в конце-концов посчитали, что быстрее протянуть узкоколейную трассу.
Евгений Романов
Был
Пользователи
Нет тем
90 сообщений
Рейтинг: 150
Репутация: 4
На сайте 8 лет
Из воспоминаний бывшего несовершеннолетнего узника лагеря П.Ф. Башкова: «… с Черткова (станция Воронежско-Ростовской железной дороги. – Н.Т.) по пикетам строили железную дорогу. А железная дорога, представляете, по балкам, овраги, лес, все это вырезали и выравнивали. […] «Русь, арбатать», и там уже так, промежуток от шпалы до шпалы, становись работать. Кто не успел, того кнутом. [...] Уже холодно, ноябрь месяц, а мы на коленках собирали без рукавиц, болты скручивали40. И далее: «Обеда не было. […] …женщин даже встречали, с Дьяченково были, очищали железную дорогу, мы просились, чтобы нас немцы отпустили в гражданский лагерь. Ну, мы же с военнопленными, дисциплина там пожестче, у военных. Но не разрешили, мы так и оставались… Они приезжали снег чистить, с Кантемировки (административный центр Кантемировского района Воронежской обл. – Н.Т.), там был лагерь, женщины и подростки, 12–14 лет. Они чистили железную дорогу. И разгружали рельсы, […] помогали грузить. Узкоколейку они доделали, до Липчанских базов (с. Липчанка Богучарского района Воронежской обл. – Н.Т.) ходили вагончики. А до «Прогресса», где больница инфекционная, насыпь только сделали. И уже где Чумачовка (хутор в Богучарском районе. – Н.Т.) там был разъезд, вагончики направлялись. […] Водили там 30, 60, 80 человек, строем шли, но особенно они не отчитывались. […] Если убили кого, расстреляли, то его брали для отчетности, тот, кто сдавал. Сколько на работу – сто человек, двести человек, он сдавал сто и двести, и другие принимали. Расстреливали
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
В начале февраля я сделал запрос в архив ЮВЖД, надеясь на положительный ответ. Через два месяца получен ответ из ведомственного архиваОтрицательный результат - тоже результат.
mboguchar
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 8 лет
примерно тут. Это съезд с дороги, правее дорога на Шуриновку.
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Когда делал фото, лицом стоял на восток? Звездой я отметил место съемки. Примерно оттуда снимал?
mboguchar
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 8 лет
Да, место это а смотрел в сторону моста.
mboguchar
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 8 лет
Там еще отец рассказывал где то с правой стороны был пруд, так по словам жителей туда вагонетки сбрасывали.
oltsen
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 0
Репутация: 0
На сайте 7 лет
Простите, может, не в тему... И вот, совсем недавно, удалось узнать фамилию советского военнопленного, погибшего в лебединском лагере. Только одна фамилия... ЛЮБАКОВ Иван Степанович, 1902 года рождения, уроженец деревни Рыбинка Ольховского района Сталинградской области, 28 ноября 1942 года был до смерти избит охранниками лагеря и умер от побоев. Вместе с ним в лагере Первомайского совхоза находился и его родной брат Фёдор, которому удалось выжить. От него родные и узнали о месте гибели Ивана Любакова. Где можно узнать подробнее об этом факте, как и что удалось узнать, можно ли узнать место захоронения. Я правнучка Любакова. Честно говоря, родной брат Ивана ничего не сообщил семье.
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Цитата: oltsenПростите, может, не в тему… И вот, совсем недавно, удалось узнать фамилию советского военнопленного, погибшего в лебединском лагере. Только одна фамилия… ЛЮБАКОВ Иван Степанович, 1902 года рождения, уроженец деревни Рыбинка Ольховского района Сталинградской области, 28 ноября 1942 года был до смерти избит охранниками лагеря и умер от побоев. Вместе с ним в лагере Первомайского совхоза находился и его родной брат Фёдор, которому удалось выжить. От него родные и узнали о месте гибели Ивана Любакова. Где можно узнать подробнее об этом факте, как и что удалось узнать, можно ли узнать место захоронения. Я правнучка Любакова. Честно говоря, родной брат Ивана ничего не сообщил семье.
Здравствуйте! Спасибо за Ваш отклик на статью! Информацию о гибели Любакова Ивана Степановича в лагере села Лебединка (совхоз "Первомайский") Радченского района Воронежской области удалось узнать из документа, размещенного на сайте ОБД Мемориал. http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=85314496 В документе сказано, что брат Ф.С.Любаков сообщил данные о смерти Ивана Любакова в селе Лебединка Воронежской области. А сам Федор Степанович согласно документам сайта ОБД Мемориал был освобожден из плена. http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65592348 В селе Лебединка нет учтенного захоронения времен ВОВ, людей, помнящих события войны, почти не осталось. Место захоронения советских военнопленных, к сожалению, пока остается неизвестным.
oltsen
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 0
Репутация: 0
На сайте 7 лет
Цитата: Солорев Эдуард
Цитата: oltsenПростите, может, не в тему… И вот, совсем недавно, удалось узнать фамилию советского военнопленного, погибшего в лебединском лагере. Только одна фамилия… ЛЮБАКОВ Иван Степанович, 1902 года рождения, уроженец деревни Рыбинка Ольховского района Сталинградской области, 28 ноября 1942 года был до смерти избит охранниками лагеря и умер от побоев. Вместе с ним в лагере Первомайского совхоза находился и его родной брат Фёдор, которому удалось выжить. От него родные и узнали о месте гибели Ивана Любакова. Где можно узнать подробнее об этом факте, как и что удалось узнать, можно ли узнать место захоронения. Я правнучка Любакова. Честно говоря, родной брат Ивана ничего не сообщил семье.
Здравствуйте! Спасибо за Ваш отклик на статью! Информацию о гибели Любакова Ивана Степановича в лагере села Лебединка (совхоз «Первомайский») Радченского района Воронежской области удалось узнать из документа, размещенного на сайте ОБД Мемориал.www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=85314496В документе сказано, что брат Ф.С.Любаков сообщил данные о смерти Ивана Любакова в селе Лебединка Воронежской области. А сам Федор Степанович согласно документам сайта ОБД Мемориал был освобожден из плена.www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65592348В селе Лебединка нет учтенного захоронения времен ВОВ, людей, помнящих события войны, почти не осталось. Место захоронения советских военнопленных, к сожалению, пока остается неизвестным.
Спасибо большое!
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Был сегодня в районе бывшего хутора Чумаковка (так хутор обозначен на картах времен ВОВ). Местные жители называют его Чумычивка. Разговаривал со знакомым жителем этого хутора. Он мне и показал, по его словам, место, где была насыпь узкоколейной дороги. Житель знает это место по рассказам старожилов. Только там как-бы углубление в почве, на месте насыпи. Т.е. как будто середину насыпи выбрали, а края оставили. Это видно и на спутниковом снимке. По словам жителя, забирали оттуда рельсы, которые почти в каждом дворе шли на перекрытие погребов. Смущает направление этого объекта: "слишком" на восток.
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Памятный знак, установленный на въезде в хутор Варваровка Богучарского района. Лагерь военнопленных находился (по свидетельствам старожилов) немного южнее (примерно в 1-м километре).
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Просьба к итальянским посетителям нашего сайта: просим Вас поделиться информацией о строительстве железной дороги узкой колеи Шелистовка - Липчанка. La richiesta ai visitatori italiani del nostro sito: si prega di condividere le informazioni circa la costruzione della ferrovia a scartamento ridotto Shelistovka - Lipchanka.
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
На немецком сайте нашел упоминание о строительстве узкоколейной дороги Feldbahn 1 https://www.deutsche-digitale-bibliothek.de/item/7T7RAXSL72DVVKUHO6HEBP5LJSJ5BZIR# Но не пойму, там только названия документов или еще и сканы документов можно просмотреть? Вот, например, Lageplan der westlichen Spitzenstrecke mit Verbindung der Feldbahntrassen I und II По-видимому, карта трассы узкоколейных дорог № 1 и № 2 (наша дорога - под № 1). Если у кого имеется опыт общения с немецкими архивами, можно ли каким-то образом ознакомиться с документами? Было бы замечательно найти документы " с той стороны"!
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Еще документ, который бы хотелось иметь в коллекции: "Besetzung der Bahnhöfe auf der Feldbahn I Strecke: Schelestowka - Latyschewskij ,20. Okt. 1942" Хутор Латышевский (туда уходила правая ветка узкоколейки) расположен на берегу реки Чир недалеко от станицы Каргинской.
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Вот данные этого документа: RH 47/317 Feldbahnbetrieb Entfernen Sept.1942 - Jan. 1943 Enthält: Erfahrungsberichte des Feldb.Btl.Stabes 501; Leistungsübersicht; Lokomotivnachweis; Iststärke des Feldb.Btl.Stabes 501 ,24. Nov. 1942; Lok.- und Wagenpark des Feldbanhbatl. 501; Ausbildung der Feldbahneinheiten; Übersicht der eingetroffenen Offz., Uffz. und Mannschaften ,17 und 15 Okt. 1942; Aufstellung der Feldbahneinheiten ,24. Sept. 1942; Besetzung der Bahnhöfe auf der Feldbahn I Strecke: Schelestowka - Latyschewskij ,20. Okt. 1942Aktenzeichen : Kdr. Organisationseinheit :Eisb.Pi.Rgt. 6Alte Signatur : OLD H 20/170 Benutzungsort : Freiburg Im Kontext anzeigen https://invenio.bundesarchiv.de/ Похоже сканов нет на этом сайте??? Только названия документов. Не знаю...
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Строительство дороги вел Eisenbahn-Pionier-Regiment 6 (Eisb.Pi.Rgt. 6): полк ж/д строителей. По другим данным дорогу Шелистовка - Липчанка строила 3-я рота 5-го Eisb.Pi.Rgt. Надо, конечно, разбираться, чтобы искать документы конкретной части в немецких архивах. Возможно, искомые документы находятся в Nara, T311 Roll 271! Есть ли они в свободном доступе?
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
T311 Roll 271 - скачали более 1 ГВ, но там похоже только документы о боях конца января 1943 года. Дорога же строилась осенью 1942г. Вот еще одна схема, немецкая.Источник: http://forum.axishistory.com
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
В Богучарском музее выставлена разводная стрелка узкоколейной дороги. Вот такая табличка рядом:Фамилии? "Пробейте" по Мемориалу - поймете сами!
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Где-то в СССР... На фото узкоколейная железная дорога!
сашок
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 6
Репутация: 1
На сайте 7 лет
Цитата: mboguchar
Там еще отец рассказывал где то с правой стороны был пруд, так по словам жителей туда вагонетки сбрасывали.
А пруд можно разглядеть сейчас? Там еще вроде болото просматривалось. Не могло же это все бесследно исчезнуть?
RAVENNA
Был
Пользователи
Нет тем
8 сообщений
Рейтинг: 4
Репутация: 2
На сайте 7 лет
Il X Battaglione Ferrovieri fu posto alle dipendenze tecniche della Direzione del Genio dell’intendenza. Essa lavorò’ dapprima al completamento degli impianti ferroviari del centro logistico di Debalzevo. Nel mese di settembre 1942, il Battaglione (con le compagnie 29° e 30°) era inviato a Boguciar per la costruzione della “ ferrovia campale n° 1 “che, partendo da Scelistovka, sulla linea ferroviaria a scartamento ridotto ordinario, con uno sviluppo di circa 60 chilometri, dei quali circa 25 chilometri di tracciato interamente nuovo, terminava a Radcenskoie, sulla dorsale tra le valli Boguciar e Lavaja. Tale ferrovia a scartamento ridotto era costruita per assicurare i rifornimenti ai contigui Corpi d’Armata II e XXXV. Su di essa transitò peraltro, il 17/dicembre/1942 un unico convoglio che trasportava 200 tonnellate di materiali. Infatti, nello stesso giorno il X Battaglione lasciava gli attrezzi per impugnare le armi, essendo stato inviato dal Comando del XXXV a sostenere la difesa di un caposaldo del Don. La 28° compagnia della stesso Battaglione , dopo aver recuperato nella zona di Debalzevo 2.000 tonnellate di materiale ferroviario a scartamento ridotto Dècauville , si trasferiva a Kamensk( basso Donez) per porre in opera quello stesso materiale nella costruzione di una seconda ferrovia campale che permettesse il passaggio del Donez, collegando i due tronchi ferroviari interrotti dalla demolizione del ponte che i tedeschi non erano in grado di ricostruire per difetto di materiali. Извините, если я написал свой собственный язык, но я не знаю русский, я надеюсь, что не пошли не по теме
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Цитата: сашок
Цитата: mboguchar
Там еще отец рассказывал где то с правой стороны был пруд, так по словам жителей туда вагонетки сбрасывали.
А пруд можно разглядеть сейчас? Там еще вроде болото просматривалось. Не могло же это все бесследно исчезнуть?
Пруд в районе хутора Чумаковка есть. Мы в детстве играли зимой в хоккей на этом небольшом пруду. Другого пруда в том районе просто нет. Надо будет просить Ивана (mboguchar) уточнить информацию)))
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Цитата: RAVENNA
Il X Battaglione Ferrovieri fu posto alle dipendenze tecniche della Direzione del Genio dell’intendenza. Essa lavorò’ dapprima al completamento degli impianti ferroviari del centro logistico di Debalzevo. Nel mese di settembre 1942, il Battaglione (con le compagnie 29° e 30°) era inviato a Boguciar per la costruzione della “ ferrovia campale n° 1 “che, partendo da Scelistovka, sulla linea ferroviaria a scartamento ridotto ordinario, con uno sviluppo di circa 60 chilometri, dei quali circa 25 chilometri di tracciato interamente nuovo, terminava a Radcenskoie, sulla dorsale tra le valli Boguciar e Lavaja. Tale ferrovia a scartamento ridotto era costruita per assicurare i rifornimenti ai contigui Corpi d’Armata II e XXXV. Su di essa transitò peraltro, il 17/dicembre/1942 un unico convoglio che trasportava 200 tonnellate di materiali. Infatti, nello stesso giorno il X Battaglione lasciava gli attrezzi per impugnare le armi, essendo stato inviato dal Comando del XXXV a sostenere la difesa di un caposaldo del Don. La 28° compagnia della stesso Battaglione, dopo aver recuperato nella zona di Debalzevo 2.000 tonnellate di materiale ferroviario a scartamento ridotto Dècauville, si trasferiva a Kamensk( basso Donez) per porre in opera quello stesso materiale nella costruzione di una seconda ferrovia campale che permettesse il passaggio del Donez, collegando i due tronchi ferroviari interrotti dalla demolizione del ponte che i tedeschi non erano in grado di ricostruire per difetto di materiali. Извините, если я написал свой собственный язык, но я не знаю русский, я надеюсь, что не пошли не по теме
Спасибо!!! Это очень интересная информация о "X Battaglione Ferrovieri"! Grazie !!! Si tratta di informazioni molto interessante! Источник информации: "I servizi logistici delle Unita' italiane al Fronte russo ( 1941-1943)" p.s. сообщил пользователь RAVENNA
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
http://digilander.libero.it/avantisavoiait/Genio%20Ferrovieri.htm Il X Battaglione Genio Ferrovieri, alle dipendenze del XXXV Corpo d'Armata, fu inviato nella tarda sera del giorno 16 dicembre a Krasnogorowka per rinforzare le precarie posizioni del II battaglione del 79° Reggimento della Divisione Pasubio. Pur non essendo una unità di fanteria attrezzata ed addestrata a sostenere violenti scontri a fuoco, il X btg. resistette a ripetuti e massacci attacchi sovietici fino al 19 dicembre quando, fortemente provato, ricevette l'ordine di ritirarsi unitamente alla divisione Pasubio per sottrarsi all'accerchiamento che si stava realizzando... Железнодорожников из 10 батальона вечером 16-го декабря перебросили в район села Красногоровка для поддержки 2-го батальона дивизии "Pasubiо". Бои в том района продолжались до вечера 19-го декабря 1942 года. Вместе с остатками дивизии железнодорожный батальон стал отходить в южном направлении (в район Медово - Каразеево)
сашок
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 6
Репутация: 1
На сайте 7 лет
Цитата: Солорев Эдуард
Цитата: сашок
Цитата: mboguchar
Там еще отец рассказывал где то с правой стороны был пруд, так по словам жителей туда вагонетки сбрасывали.
А пруд можно разглядеть сейчас? Там еще вроде болото просматривалось. Не могло же это все бесследно исчезнуть?
Пруд в районе хутора Чумаковка есть. Мы в детстве играли зимой в хоккей на этом небольшом пруду. Другого пруда в том районе просто нет. Надо будет просить Ивана (mboguchar) уточнить информацию)))
Да,интересно бы поглядеть. А там вообще не осталось построек? Издали видно,что то непонятное .Может фермер какой поселился? Я правильно понимаю,что поворот находится сразу за мостом после проезда с.Липчанка? Или все таки ошибаюсь?
сашок
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 6
Репутация: 1
На сайте 7 лет
Только ,что был по работе недалеко от деревни Чумычивка. Она живет и здравствует оказывается,есть несколько домиков. Постараюсь пробиться на этой неделе и отпишусь уже подробно ,что видел.
mboguchar
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 8 лет
Цитата: сашок
Цитата: mboguchar
Там еще отец рассказывал где то с правой стороны был пруд, так по словам жителей туда вагонетки сбрасывали.
А пруд можно разглядеть сейчас? Там еще вроде болото просматривалось. Не могло же это все бесследно исчезнуть?
можно.
mboguchar
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 8 лет
вот где то тут. Осталось болотце. Но если пригнать спец технику.
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
В книге немецкого автора Йенса Фриса (Jens Freese) 'Schienenstrang nach Stalingrad' есть упоминание о том, что узкоколейную дорогу начали строить 2 сентября 1942г., частично открыли 6 ноября, а 9 декабря - полностью. Информацию эту сообщили пользователи форума http://forum.axishistory.com/ Не так просто взять да и скачать книгу в сети, если книга европейского автора. Действует у них система авторского права. Я не нашел электронной версии... Резюмирую: За три месяца немцы построили 54 км пути узкоколейной дороги. Военнопленные и местное население использовались оккупантами на самых тяжелых работах. Видимо, в декабре 1942 года обслуживали дорогу уже итальянцы, снабжая свои передовые части. 16 декабря 1942 года началось наше наступление (Среднедонская наступательная операция), противника отбросили. Возникла проблема в снабжении уже советских частей, так расстояние от баз снабжения сильно увеличилось, да и зима, сугробы, заносы. Почему так поздно советское командование решило использовать узкоколейку (20-е числа января 1943г.)? В районе гартмашевского аэродрома сражались окруженные немецкие части, бои там шли до середины я нваря 1943 года. Как окруженных "зачистили", можно было и использовать узкоколейку. И до конца февраля 1943 года дорогу активно использовали для снабжения советские войска, перевозя грузы от Липчанки до Шелестовки. В Липчанку грузы доставлялись автомобильным транспортом.На этой немецкой карте с обстановкой от 12 января 1943 года видна и трасса узкоколейной дороги и окруженный немецкий гарнизон в районе аэродрома Гармашевка. Дорога шла практически рядом с аэродромом, бои не давали возможность начать ее эксплуатацию.
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Еще интересное фото...Но, скорее всего, это не "наша" дорога. На фото - местное население: есть и женщины. Есть и другие фото (указано - Украина): http://www.eisenbahnstiftung.de/images/bildergalerie/24923.jpg
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Тема узкоколейной дороги, наверное, еще долго будет одной из основных на форуме нашего сайта. По крупицам добавляется новая информация об этой дороге. Благодарю Виктора Вакуленко из Воронежа за предоставленные им выдержки из книги «Опыт работы ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ в Великую Отечественную войну 1943 год» том 3, г.Воронеж. Начну с того, что из этой книги наконец удалось узнать точное количество станций узкоколейной железной дороги и их названия. Тут есть, что обсудить... Стр.189 … От станции Шелистовка была положена узкоколейная ветвь на Богучар с ответвлением на Алексеевку. Подобного рода была уложена ветвь от ст.Обливская и строилась ветвь Алексеевка — Журавка. Протяженность построенной Шелестовской ветви — 92 км. (это с учетом ответвления на Журавку — С.Э.) Стр.190 Шелестовкая ветвь имела направление от Шелестовка к р.Дон. Причем, от ст.Алексеевка трассирована на два направления — на Богучар и Казанскую. Раздельных пунктов на ветви 19… Стр.192 - 193Шелестовская ветвь была принята 8 марта 1943 года представителями ЮВЖД от военного командования со следующим оборудованием и имуществом.Эксплуатируемый участок ст.Шелестовка — Липчанка протяжением 54 км. имел следующие раздельные пункты: 1. Ст. Шелестовка 2. Ст. Диброво 3. Ст. Просяная 4. Ст. Афанасьевка 5. Ст. Самойловка Далее станции на территории современного Богучарского района — С.Э. 6. Ст. Копани (бывший хутор) 7. Ст. Алексеевка (бывший хутор) 8. Ст. Карьерная (неизвестна) 9. Ст. Первомайская (предположительно совхоз «Первомайский», село Лебединка) 10. Ст. Буденовская (неизвестна) 11. Ст. Совхозная (предположительно совхоз 106, хутор Варваровка) 12. Ст. Липчанка На неэксплуатируемом участке Алексеевка — Зубринка еще 8 станций, в том числе: 1. Перекрестов (бывший хутор Радченского района) 2. Гарбузовка (?) 3. Надивино (возможно, хутор Нагибин Ростовской области) 4. Журавка (Тихая Журавка) 5. Павловка 6. Мешково (Мешковская) 7. Заря 8. Зубринка По станциям Ростовской области много вопросов... Схема УЖД
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
И немного о судьбе узкоколейной дороги: стр. 196 «...После приема Шелестовской ветви от военного командования Красной Армии, ветвь дорогой не эксплуатировалась, и в течение 1943 года была, в основном, разобрана. Материал и оборудование ветви были отгружены для использования как дорогой, так и другими организациями на ст. Хреновая, Глубокая, Осташков, Камышинской линии и на ст.Замчалово… Узкоколейная ветвь была передана УВВР-5 для разборки. На основании телеграфного приказа НКПС №5767 от 12/06/1943 года...» УВВР-5 - расшифровывается как "Управление военно-восстановительных работ". НКПС - наркомат путей и сообщений.
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Схема "врезки" узкоколейной дороги в Юго-Восточную железную дорогу (ЮВЖД). УЖД (Feldbahn 1) обозначена на схеме зеленым цветом.
сашок
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 6
Репутация: 1
На сайте 7 лет
Цитата: mboguchar
вот где то тут. Осталось болотце. Но если пригнать спец технику.
Спец технику никто не оплатит без доказательств,хотя бы просто хорошенько проверить это болотце. По любому болото откроет что то.Глубина не большая думаю была. Ребятам из отряда думаю под силу будет проверить.(щуп,металлоискатель) А где была найдена "стрелка"? В каком районе?
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
"Стрелку" нашли в селе Липчанка Богучарского района. При разборке старого погреба. Стрелку использовали в качестве перекрытия. А что касается болотца, то надо еще раз опросить старожилов. До конца месяца я поеду в Липчанку, постараюсь все уточнить.
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Продолжаю публикацию материалов из книги «Опыт работы ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ в Великую Отечественную войну 1943 год» том 3, г.Воронеж. Противник оставил на всей линии узкоколейной ветки 724 единицы подвижного состава. Сюда входили вагоны различных типов, платформы, тележки, шахтерские вагонетки, цистерны. Но если брать вагоны, то 536 из них были в неисправном состоянии. При отступлении оккупанты часть подвижного состава привели негодность. Возникла проблема в проведении ремонта. Но на станции Шелестовка был только вагоно-ремонтный пункт без достаточного оборудования. Отсутствовали и запасные части для проведения ремонта. Паровозный парк (использовались специальные паровозы для узкоколейных дорог) состоял из 26 единиц, но из них в рабочем состоянии только 4 единицы. Мотовозы - локомотивы с двигателем небольшой мощности для маневровых и вспомогательных работ — их на линии было 29 единиц, в рабочем состоянии — всего 4. На станции Копани был оборудован пункт водоснабжения, но мотор был приведен в негодность. А на самой Шелестовке водоснабжение вообще отсутствовало, и воду цистернами привозили из Чертково. Воздушная телефонная связь на линии была устроена вдоль железнодорожного полотна. Выведена из строя противником при отступлении. Пришлось восстановить 104 проводо-километра. На станции Липчанка (конечная) был установлен телефон. Еще немного о станциях: например, в Липчанке небольшое станционное здание имелось, а на соседней «Совхозной» - нет. Не было здания и на Первомайской станции, его заменял установленный вагон. Если взять примерную схему УЖД, то расстояние между станциями составляло от 4-х до 5-ти км. Станция Будёновская находилась между где-то Лебединкой и х.Варваровка. Единственный населенный пункт между ними — исчезнувший ныне хутор Теплинка. Или станцию установили просто в поле. Вот только, почему Буденовская?
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Цитата: Солорев Эдуард
«Стрелку» нашли в селе Липчанка Богучарского района. При разборке старого погреба. Стрелку использовали в качестве перекрытия. А что касается болотца, то надо еще раз опросить старожилов. До конца месяца я поеду в Липчанку, постараюсь все уточнить.
Разговаривал в одним липчанским дедушкой - он 1936 года рождения, 6 лет ему было в 1942 году. Уже почти и не осталось никого и в Липчанке и в Варваровке из людей, помнящих события 1942-43 годов. Что касается места, где заканчивались рельсы узкоколейной дороги, то мой собеседник сообщил, что это действительно в районе "Казенного" моста, только с северной стороны дороги Липчанка - Варваровка.
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
http://boguchar-pamyat.ru/articles/245-uzkokoleinaja-doroga-v-vospominanijah-ochevidcev.html
Сергей
Был
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 0
Репутация: 0
На сайте 6 лет
Всем привет,подскажите как правильно фото загрузить,напрямую или через какой файлообменник.
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
План-схема строительства трех узкоколейных дорог в большой излучине Дона. Схема приведена из книги немецкого историка и исследователя Альфреда Готтвальда "Heeres Feldbahnen". Из схемы видно, что планировалось дотянуть одну из веток до Богучара (через Радченское, Дядин, Полтавку).
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
В книге Готтвальда есть упоминание о том, что даже немецкие строители узкоколейной дороги признавали тот факт, что советские военнопленные, которые использовались на самых тяжелых работах, содержались в очень плохих условиях. А из-за плохого питания производительность работы военнопленных составляла от 1/4 до 1/6 "нормальной" производительности. Оккупантам нужно было успеть дотянуть ветки до наступления холодов, потому было принято решение уменьшить ширину земляных работ по трассе до 2,6 метров. Зная русскую зиму, оккупанты заранее озаботились проблемой очистки трех узкоколейных дорог от снежных заносов. Привожу примерный перевод из одного документа, приведенного Готтвальдом: "Потребность в военнопленных для работ по удалению снега на 3-х основных железных дорогах составляет по 2000 военнопленных на каждую дорогу.Итого 6000 военнопленных". Весной 2017 года поисковый отряд "Память" планирует начать работы на месте предполагаемого захоронения военнопленных в селе Лебединка. Об итогах обязательно будет сообщено.
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Выдержка из сводки Совинформбюро за 26.12.1942г. (вечернее сообщение): ".. Группа командиров Н-ской части и жители хутора Глухмановский, Ростовской области, составили акт, в котором говорится: «После освобождения от немецких оккупантов хутора Глухмановский мы обнаружили 24 советских военнопленных. Они жили в холодном сарае, огороженном колючей проволокой, Все пленные были в грязных лохмотьях, у многих не оказалось никакой обуви, и почти все были обморожены. Большинство были больны и не могли встать. В сарае вместе с больными лежало два трупа красноармейцев, умерших от голода. Немцы заставляли попавших кним в плен бойцов работать на строительстве узкоколейной дороги по 16—18 часов в сутки. Пленных зверски избивали, а обессилевших расстреливали». Акт подписали: капитан Владимирский, капитан Жильников, военврач 3 ранга Куринов, старший сержант Шейкин, колхозник Гроховатский и другие...". http://www.rosinform.ru/sovinformburo/467050-svodka-sovinformbyuro-na-26-dekabrya-1942/ Это дорога Feldbahn II - от ст.Обливской к г.Серафимович.
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Итальянская схема. Дислокация частей в районе ЮВЖД. Источник: http://www.unirr.it
Солорев Эдуард
Был вчера
Модераторы
Администраторы
130 тем
755 сообщений
Рейтинг: 542
Репутация: 6
На сайте 8 лет
Есть желание увековечить память погибших при строительстве УЖД. Как, например, сделали в районе дороги Евдаково - Острогожск ("Берлинка").
Пилипенко Роман
Был
Администраторы
39 тем
134 сообщения
Рейтинг: 95
Репутация: 0
На сайте 8 лет
Приветствую Сергей. Напрямую можно фото загружать. Внизу под сообщением +фото
← Предыдущая Следующая → 1 2
Показаны 1-60 из 87

Отвечать в темах могут только зарегистрированные пользователи. Вход Регистрация.