Узкоколейка (обсуждение на форуме)

0
#118 от 20:25
Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет

Тема узкоколейной железной дороги очень интересная. Поэтому, продолжу на форуме…


← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4
Показаны 1-25 из 87
Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет
Статью читать здесь

В большой излучине Дона немцы и их союзники к концу осени 1942 года построили несколько узкоколеек. Дорога от Шелистовки - её они называли «Feldbahn I». "Feldbahn" -значит «полевая дорога». Построены были также две полевые дороги от железнодорожной ветки Лихая – Морозовская – Суровикино – Сталинград : узкоколейки «Feldbahn II» (от ст.Обливская) и «Feldbahn III» (на карте от населенного пункта Tschir).

Все три дороги указаны ниже на схеме. Источникhttp://forum.axishistory.com

Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет

А севернее, от города Острогожска до  станции Евдаково немцы протянули железную дорогу, в народе прозванную  «Берлинкой». Есть фотографии той дороги, по которым можно представить масштаб строительства, и понять, через что пришлось пройти советским военнопленным.

Мост в районе с.Петренково 1942

Ж/д в районе с.Петренково 1942
 
Строились ли в Богучарском районе такие мосты? Точно не известно.
Недавно в сети Интернет удалось наткнуться на итальянские фотографии. На некоторых снимках - Богучарский район. Часть снимков не подписаны, либо не указано место съёмки. Так вот, среди этих снимков есть один, на котором советские военнопленные строят железнодорожные пути.
Возможно, та самая дорога от станции Шелестовка.

В 1990-х годах (точную дату пока узнать не удалось) в богучарской районной газете «Сельская новь» был напечатан материал о побеге русского военнопленного из лагеря в совхозе 106-м (Варваровке). Тот пленный был уроженцем Богучарского района, и за ночь ему удалось добраться до родного села. Семья его жила недалеко – в Луговом или в близлежащих селах. Переночевав дома, солдат пошел пробираться к линии фронта к Дону.

Найти бы этот материал!


Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет
В базе данных Мемориал пару лет назад, когда поисковый отрядом составлялась схема первичных захоронений Богучарского района, удалось найти документ о гибели в совхозе №106 в январе 1943 года красноармейца 19-й отдельной железнодорожной бригады Александра Петровича Арапова.
Предположение, что эта в/часть в январе - феврале 1943 года обслуживала "трофейную" узкоколейную дорогу, оказалось верным!
Информация, указанная ниже, получена из наградных документов, размещенных на http://www.podvignaroda.ru/

К январю 1943 года части 1-й Гвардейской Армии и 6-й Армии Юго-западного фронта отбросили итало-немецкие войска от границ современного Богучарского района Воронежской области. Вся узкоколейная железная дорога от  станции Шелистовка  и до села Липчанка была в руках советского командования. Использовать для снабжения наступающих войск Красной Армии Юго-Восточную железную дорогу возможности пока не было: в  Россоши и Острогожске еще хозяйничали итальянцы и венгры – союзники Германии. Шоссейные дороги были разрушены в ходе боев.

В сложившейся ситуации грех было не воспользоваться узкоколейной дорогой для доставки боеприпасов и других грузов к линии фронта. Командование 1-й Гвардейской Армии приказало в кратчайшие сроки (к исходу 27-го января 1943 года) провести подготовительные работы по очистке путей от снежных заносов и восстановлению пути. Командир 19-й отдельной железнодорожной бригады полковник Александр Николаевич Ткачев, получив приказ командования 1-й Гв. Армии, возложил его выполнение на 18-ю отдельную эксплуатационную железнодорожную роту. Командовал ротой старший лейтенант Федор Павлович Степанчук.

Когда воины путейцы прибыли на место, их взору предстала такая картина: на всем своем протяжении узкоколейка была занесена снегом, в отдельных местах высота сугробов доходила до 2-х метров.  Длина пути узкой колеи составляла 54 километра.

Наступление частей Красной Армии было столь стремительным, что оккупанты не успели уничтожить материальную часть узкоколейки. Отступая, итальянцы и немцы вывели из строя телефонную связь между станциями УЖД, с мотовозов были сняты и выброшены в глубокий снег важные детали, повреждено стрелочное оборудование.

Начальник службы пути 18-й эжр воентехник 1-го ранга Анатолий Иванович Мирошниченко организовал расчистку от снега участков узкоколейной дороги. Привлекли на расчистку более 1000 жителей окрестных хуторов и деревень. Конечно, в большинстве своем, это были женщины и подростки.

Неимоверными усилиями воинов-путейцев и местного населения в 16-00 27 января первый состав прибыл на станцию Липчанка за грузом. Станция – это, конечно, громко сказано. Станционных помещений практически не было. В Липчанке груз загружался в состав и доставлялся на станцию Шелистовка Юго-Восточной железной дороги. Начальник Липчанской станции младший сержант Феоктист Алексеевич Сычев за 20 минут загружал поезд, за 15 минут формировал состав. Он сумел, несмотря на то, что на станции было всего два пути, добиться приема, погрузки и отправки 9-ти пар поездов в сутки.

Пришлось быстро освоить незнакомую ранее технику иностранного производства, и вскоре между станциями УЖД бойко забегали составы. Паровозный машинист младший сержант Иван Михайлович Степанов установил рекорд скорости движения от станции Копани (бывший хутор Радченского района) до станции Шелистовка. Это рекордное время составило 1 час 10 мин, и на него стали равняться остальные машинисты 18-й роты.

Николай Николаевич Мальчиков, водитель мотовоза, за одни сутки сумел перевезти одну тонну груза.

И таких подвигов на узкоколейной дороге было множество. Снабжение частей Красной армии через УЖД осуществлялось бесперебойно.

Выдержка из наградного листа Бориса Яковлевича Шкаленко, военного диспетчера 18-й ОЖДР


Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет
Среди наградных документов на солдат и командиров 18-й отдельной железнодорожной роты есть и наградной лист на Шклярик Евгения Михайловича - делопроизводителя - казначея 18-й роты. 
Значит, среди документов 18-й роты, "пылящихся" в архивах, есть и составленная Шкляриком схема всей узкоколейной железной дороги Липчанка - Шелистовка. Вот только отыскать документы 19-й ождбр и 18-й ождр среди миллионов сканированных копий архивных документов на сайте ПАМЯТЬ-НАРОДА.РУ, к сожалению, пока не удаётся. 
Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет
Вот такие локомотивы тянули составы на ж/дорогах узкой колеи. Ширина колеи "нашей" УЖД - 600 мм. Пока в качестве предположения. 
Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет
Немецкая аэрофотосъёмка села Анно-Ребриково. Должна быть видна трасса узкоколейной дороги на Шелистовку.

Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет
Еще пара фотографий из Бундесархива (фотограф Bohmer)
Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет
Кто ищет – тот всегда найдёт! Наконец-то удалось разыскать архивный документ за авторством Управления тыла Юго-Западного фронта. В многостраничном отчете «о работе тыла» за январь – февраль 1943 года - всего лишь несколько строчек и приблизительная схема узкоколейной железной дороги Липчанка – Шелистовка. Зато теперь точно известно, что ширина колеи этой УЖД составляла 600 мм, а длина самой дороги – 54 км. Неясна только дальнейшая судьба этой дороги. С восстановлением и вводом в действие ЮВЖД и других железных дорог широкой колеи «наша» узкоколейка потеряла свое значение как транспортной артерии. Но свою роль при обеспечении наступающих войск Юго-Западного фронта узкоколейная дорога сыграла! https://cdn.pamyat-naroda.ru/images/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0_013_%D0%9A%D0%9F097%D0%A0-%D0%A123/232-0000590-0197/00000074.jpg
Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет
Неизвестно, сколько было станций на узкоколейной дороге - подробной схемы дороги еще не найдено. Есть упоминание о станции Липчанка, где происходила погрузка, станции Шелистовка, где составы разгружались, также известно о станции Копани. Скорее всего, была станция в хуторе Алексеевка, где дорога расходилась в двух направлениях. А также должна быть станция в районе села Лебединка (совхоз Первомайский). Возможно, еще в районе Анно-Ребриково.
mboguchar
Сейчас на сайте
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 7 лет
Попробую узнать про Липчанку. Отец от туда
mboguchar
Сейчас на сайте
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 7 лет
В Липчанке была станция в районе "Чумичивки". Если ехать в сторону кол-за Восток был а остановка и вот там видна насыпь, это и есть бывшая узкоколейка.
mboguchar
Сейчас на сайте
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 7 лет
по воспоминаниям грузы отправляли в Чертково.
Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет
Есть такая мысль: раз в марте 1943 года УЖД передали на баланс Юго-Восточной железной дороги (ЮВЖД), то можно обратиться в Воронеж или в Лиски, в архив этой дороги. Попробую для начала написать запрос, а там видно будет. Что касается документов (немецких или итальянских) о строительстве дороги, то тут тоже есть определенные задумки, как их найти...
mboguchar
Сейчас на сайте
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 7 лет
На "Чумичивки" была станция". Весной поеден на кладбище в Липчанку, попробую заехать сделать фото места узкоколейки.
Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет
Запрос в ЮВЖД сделан, надеюсь, что и ответ будет. Придется подождать. Когда собирал материал по этой теме, возникала такая мысль: от станции Кантемировка до Богучара - примерно 60 км. Идеально было построить именно там эту дорогу, тем более не пришлось бы столкнуться с большим объемом земляных работ. Дорога бы шла параллельно р.Богучарке. Но строить начали через бугры и косогоры от Шелистовки к Радченску. Дотянули 54 км, а до Богучара - еще около 20 км. Так вот, немцы (не глупая нация) действительно собирались строить ж/дорогу (широкой колеи) от Кантемировки к Богучару. В немецких архивах хранится проектная документация на строительство этой дороги. Видимо, в конце-концов посчитали, что быстрее протянуть узкоколейную трассу.
Евгений Романов
Сейчас на сайте
Пользователи
Нет тем
90 сообщений
Рейтинг: 150
Репутация: 4
На сайте 7 лет
Из воспоминаний бывшего несовершеннолетнего узника лагеря П.Ф. Башкова: «… с Черткова (станция Воронежско-Ростовской железной дороги. – Н.Т.) по пикетам строили железную дорогу. А железная дорога, представляете, по балкам, овраги, лес, все это вырезали и выравнивали. […] «Русь, арбатать», и там уже так, промежуток от шпалы до шпалы, становись работать. Кто не успел, того кнутом. [...] Уже холодно, ноябрь месяц, а мы на коленках собирали без рукавиц, болты скручивали40. И далее: «Обеда не было. […] …женщин даже встречали, с Дьяченково были, очищали железную дорогу, мы просились, чтобы нас немцы отпустили в гражданский лагерь. Ну, мы же с военнопленными, дисциплина там пожестче, у военных. Но не разрешили, мы так и оставались… Они приезжали снег чистить, с Кантемировки (административный центр Кантемировского района Воронежской обл. – Н.Т.), там был лагерь, женщины и подростки, 12–14 лет. Они чистили железную дорогу. И разгружали рельсы, […] помогали грузить. Узкоколейку они доделали, до Липчанских базов (с. Липчанка Богучарского района Воронежской обл. – Н.Т.) ходили вагончики. А до «Прогресса», где больница инфекционная, насыпь только сделали. И уже где Чумачовка (хутор в Богучарском районе. – Н.Т.) там был разъезд, вагончики направлялись. […] Водили там 30, 60, 80 человек, строем шли, но особенно они не отчитывались. […] Если убили кого, расстреляли, то его брали для отчетности, тот, кто сдавал. Сколько на работу – сто человек, двести человек, он сдавал сто и двести, и другие принимали. Расстреливали
Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет
В начале февраля я сделал запрос в архив ЮВЖД, надеясь на положительный ответ. Через два месяца получен ответ из ведомственного архиваОтрицательный результат - тоже результат.
mboguchar
Сейчас на сайте
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 7 лет
примерно тут. Это съезд с дороги, правее дорога на Шуриновку.
Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет
Когда делал фото, лицом стоял на восток? Звездой я отметил место съемки. Примерно оттуда снимал?
mboguchar
Сейчас на сайте
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 7 лет
Да, место это а смотрел в сторону моста.
mboguchar
Сейчас на сайте
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 33
Репутация: 2
На сайте 7 лет
Там еще отец рассказывал где то с правой стороны был пруд, так по словам жителей туда вагонетки сбрасывали.
oltsen
Сейчас на сайте
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 0
Репутация: 0
На сайте 7 лет
Простите, может, не в тему... И вот, совсем недавно, удалось узнать фамилию советского военнопленного, погибшего в лебединском лагере. Только одна фамилия... ЛЮБАКОВ Иван Степанович, 1902 года рождения, уроженец деревни Рыбинка Ольховского района Сталинградской области, 28 ноября 1942 года был до смерти избит охранниками лагеря и умер от побоев. Вместе с ним в лагере Первомайского совхоза находился и его родной брат Фёдор, которому удалось выжить. От него родные и узнали о месте гибели Ивана Любакова. Где можно узнать подробнее об этом факте, как и что удалось узнать, можно ли узнать место захоронения. Я правнучка Любакова. Честно говоря, родной брат Ивана ничего не сообщил семье.
Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет
Цитата: oltsenПростите, может, не в тему… И вот, совсем недавно, удалось узнать фамилию советского военнопленного, погибшего в лебединском лагере. Только одна фамилия… ЛЮБАКОВ Иван Степанович, 1902 года рождения, уроженец деревни Рыбинка Ольховского района Сталинградской области, 28 ноября 1942 года был до смерти избит охранниками лагеря и умер от побоев. Вместе с ним в лагере Первомайского совхоза находился и его родной брат Фёдор, которому удалось выжить. От него родные и узнали о месте гибели Ивана Любакова. Где можно узнать подробнее об этом факте, как и что удалось узнать, можно ли узнать место захоронения. Я правнучка Любакова. Честно говоря, родной брат Ивана ничего не сообщил семье.
Здравствуйте! Спасибо за Ваш отклик на статью! Информацию о гибели Любакова Ивана Степановича в лагере села Лебединка (совхоз "Первомайский") Радченского района Воронежской области удалось узнать из документа, размещенного на сайте ОБД Мемориал. http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=85314496 В документе сказано, что брат Ф.С.Любаков сообщил данные о смерти Ивана Любакова в селе Лебединка Воронежской области. А сам Федор Степанович согласно документам сайта ОБД Мемориал был освобожден из плена. http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65592348 В селе Лебединка нет учтенного захоронения времен ВОВ, людей, помнящих события войны, почти не осталось. Место захоронения советских военнопленных, к сожалению, пока остается неизвестным.
oltsen
Сейчас на сайте
Пользователи
Нет тем
Нет сообщений
Рейтинг: 0
Репутация: 0
На сайте 7 лет
Цитата: Солорев Эдуард
Цитата: oltsenПростите, может, не в тему… И вот, совсем недавно, удалось узнать фамилию советского военнопленного, погибшего в лебединском лагере. Только одна фамилия… ЛЮБАКОВ Иван Степанович, 1902 года рождения, уроженец деревни Рыбинка Ольховского района Сталинградской области, 28 ноября 1942 года был до смерти избит охранниками лагеря и умер от побоев. Вместе с ним в лагере Первомайского совхоза находился и его родной брат Фёдор, которому удалось выжить. От него родные и узнали о месте гибели Ивана Любакова. Где можно узнать подробнее об этом факте, как и что удалось узнать, можно ли узнать место захоронения. Я правнучка Любакова. Честно говоря, родной брат Ивана ничего не сообщил семье.
Здравствуйте! Спасибо за Ваш отклик на статью! Информацию о гибели Любакова Ивана Степановича в лагере села Лебединка (совхоз «Первомайский») Радченского района Воронежской области удалось узнать из документа, размещенного на сайте ОБД Мемориал.www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=85314496В документе сказано, что брат Ф.С.Любаков сообщил данные о смерти Ивана Любакова в селе Лебединка Воронежской области. А сам Федор Степанович согласно документам сайта ОБД Мемориал был освобожден из плена.www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65592348В селе Лебединка нет учтенного захоронения времен ВОВ, людей, помнящих события войны, почти не осталось. Место захоронения советских военнопленных, к сожалению, пока остается неизвестным.
Спасибо большое!
Солорев Эдуард
Сейчас на сайте
Модераторы
Администраторы
130 тем
752 сообщения
Рейтинг: 533
Репутация: 6
На сайте 7 лет
Был сегодня в районе бывшего хутора Чумаковка (так хутор обозначен на картах времен ВОВ). Местные жители называют его Чумычивка. Разговаривал со знакомым жителем этого хутора. Он мне и показал, по его словам, место, где была насыпь узкоколейной дороги. Житель знает это место по рассказам старожилов. Только там как-бы углубление в почве, на месте насыпи. Т.е. как будто середину насыпи выбрали, а края оставили. Это видно и на спутниковом снимке. По словам жителя, забирали оттуда рельсы, которые почти в каждом дворе шли на перекрытие погребов. Смущает направление этого объекта: "слишком" на восток.
← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4
Показаны 1-25 из 87

Отвечать в темах могут только зарегистрированные пользователи. Вход Регистрация.