РУБЕЖ НА КРОВИ. Часть первая.
Вступление.
На сайте поискового отряда «Память» мы начинаем публиковать воспоминания военного строителя Василия Николаевича Горбачева. С мая по август 1943 года будучи главным инженером 282-го военно-строительного отряда (282 ВСО) 85-го управления военно-полевого строительства (85 УВПС) Василий Горбачев в составе своего подразделения возводил оборонительный рубеж по берегу реки Дон. Многие будут удивлены факту такого строительства в относительно глубоком тылу?
Но советское военное руководство, получив информацию о планах гитлеровской Германии нанести летом 1943 года удар в районе Курска, серьезно готовилось к отражению немецкого наступления. По указанию Ставки в тыловых районах строились оборонительные рубежи, на случай прорыва немцев. Противник не должен был прорваться вглубь страны. Оборонительный рубеж по реке Дон возводили специальные строительные части Степного военного округа, будущего Степного фронта, сыгравшего важную роль в успешном итоге сражения на Курской дуге летом 1943 года.
На фото Василий Николаевич Горбачев (1903 - 1980)
В мае 1943 года на Дон начали прибывать военные строители, и закипела работа. Воинская часть Василия Горбачева расположилась в селе Филоново. Строителям оборонительного рубежа пришлось преодолевать множество сложностей. Места недавних боев буквально были нашпигованы смертоносными боеприпасами, строители ежедневно рисковали подорваться минах и гранатах. Несколько бойцов 85 УВПС погибли - в высокой траве легко было не заметить мину или гранату… Василий Горбачев вспоминал и о местных жителях, которые подрывались. Итальянские гранаты были красного цвета, и филоновские детишки принимали эти смертоносные боеприпасы за игрушки…
Воспоминания Василия Горбачева публикуются с любезного разрешения его внука Сергея Волкова, за что Сергею мы очень благодарны.
Итак, мы начинаем:
«… 2 мая 1943 г. наша часть получает новое назначение. Мы выдвигаемся на запад. На первой (разведочной) машине с частью штаба я выезжаю в Воронежскую область, где после долгих примерок и пересадок нас дислоцируют в с. Филоново на берегу Дона, недалеко от Богучар.
Как раз в период Курской битвы по заданию командования была создана глубоко эшелонированная оборонительная линия. Часть ее – в районе Филоново, Толучеево, Павловск – осуществляла наша часть…
…4 мая к обеду приезжаем в г. Калач. Город как на тарелке, под меловыми склонами гор. Идет дождь. В гору тащим машину на руках, скаты в цепях, но меловая дорога скользит, как мыло.
Останавливаемся на ночлег в с. Ново-Меловатка в «Доме колхозника». Поражены удобствами: койки, радиорепродуктор, вода и пр.
Хозяйка дает книгу Симонова «С тобой и без тебя» и заботливо утром отбирает, так как «очень нравится» самой.
…Из-за плохой дороги и дождя едем с остановками. Днем – в г. Павловске. Город пострадал от артиллерийского обстрела и бомбежек. Здесь Дон, по ту сторону всю зиму были немцы.
Примечательно в центре города церковь с золотой звездой на шпиле и надписью «Рабфак».
Центр мало пострадал, но по середине улицы, как памятник, горб деревянного дзота и следы баррикад.
Действует базар и цены двое ниже фроловских.
…6 мая 1943-го выехали с утра по хорошей дороге – днем были в с. Верхний Мамон (под Доном) и решаем дислоцироваться в Нижнем Мамоне. Дорогой отмечаем большое количество ручных тележек, пашут на коровах и пашни много.
Женщины смотрят нам вслед: ждут своих из армии на побывку.
Утром слышали радио: Красная Армия прорвала фронт у Новороссийска и прошла вперед 13 км, забрав ряд населенных пунктов и около 7 тысяч пленных.
Хозяйка рассказывает об играх ребят на правом берегу Дона – играют в войну, используя итальянские позиции, трофейное вооружение и боеприпасы.
…8 мая с утра едем на разведку правого берега. Наша зимняя передовая линия - итальянская передовая линия. Видны картины штурма: танки на минных полях, фугасные воронки, склады боеприпасов, блиндажи, точки, мины, гранаты, орудия и т.д. Картина боя - лобовой и обходной удары.
Найдены останки солдат: Эмилио Сеуди из Торонто с письмами и русский солдат Мириакуб Базалаев – в штурме, у снаряда.
…9 мая. Колхоз отдыхает в воскресенье. Мы тоже решили отдохнуть в ожидании остальных. Лежу на стогу сена и читаю свои письма. И итальянские. Солдатские письма везде одинаковы. «Mio caro» – это тоже, что и «мой родной». И также – жду, молюсь, открытки с фото.
…12 мая. Проводим более тщательную разведку – утром вновь идем пешком через Осетровку. Еще раз по итальянским позициям. Теперь я уже веду среди минных полей, складов гранат и пр. по узкому брустверу траншей от одного опорного пункта до другого.
Видим крест с надписью: "Слдат русски 1942 IX".
Возвращаемся по темному, все устали, едва идут. Ночью в полях опасно.
Вечером, за ужином, обмениваемся мнениями.
…Нашего снабженца Малахова кличут «Горой». Известна его поговорка: «Бабушка, держи нос морковкой». Был в экспедиционном корпусе в войну 1914-1918 во Франции, Африке, дважды тонул в море («сволочи, страхуют пароходы и топят!») и «вот все-таки жив, гора!» - громкий бас, бузотеристый подход к вещам.
…Рассказы хозяйки о немцах в Осетровке.
Бытовизм на войне: "Катюша" и корова: «Я дою, а "Катюша" как заревет, у меня и руки упали, а корова бодаться. Тут доить надо, а тут - гром. А батюшки!»
Рассказывала, как приходила немецкая разведка в Осетровку. Хозяйка испугалась, объяснялись на пальцах. Говорила, что немцы хмурые.
Вспоминала, как ребятишки разряжали гранаты на печке. А разряженные стали украшением переднего угла.
Также рассказывала, как вернувшийся из армии красноармеец занялся разминированием. В результате, подорвал и себя, и жену.
13.05.1943 Вечером на Дону рыбаки глушат рыбу гранатами и минами Т-35. Некоторые уже поплатились жизнью.
14.05.1943 С утра приказ о переезде в с. Филоново. Оно было у итальянцев более 6 месяцев.
Идем дорогой пешком из Осетровки мимо поля боя. Все село завалено остатками битвы – как скорлупой семечек: каски, орудия, сумки, противогазы, патроны, мины, снаряды, кухни, итальянские разбитые машины и тягачи – все стоит, как будто брошенное вчера.
Филоново было первым селом, взятым после прорыва переднего края, расположенного в 3 км, и само являлось крупным опорным пунктом.
Выбираем штаб в здании почты, на главной площади. Перед окном – итальянское кладбище с ровными рядами крестов, взорванная церковь и наша братская могила с красным обелиском.
Знакомимся с селом и людьми. Население – украинцы, оделись во все военное (трофейное) – куртки, юбки, пилотки – прямо итальянцы! Свое тряпье было запрятано в землю – теперь достают и красят краской из ракет в яркие цветы: желтый, розовый, зеленый. В хатах – гранаты в переднем углу, военные каски – как горшки для хозяйства – белят хаты. Во дворах – трофейные кухни, велосипеды, сборные стандартные бараки, привезенные итальянцами.
Обходим будущий передний край. Следы бегства врага по дорогам на юг: разбитые машины, орудия, обмундирование – удирали без штанов и босиком.
Вечером на квартире рассказы хозяйки, эвакуировавшейся из Орджоникидзе: о коменданте, офицерах, немцах; рассказывает, как жили, пили вино, обращались с населением; как прятали от них девушек, как итальянцы отбирали скот и вещи.
В божнице у нее – примирение Богов: Мадонна, полиграфия «Исав и Иоанн», немецкие полиграфии в золотых рамках: ребенок Иоанн, «Святые Киево-Печерской лавры» и даже «Святой великий князь Александр» (Невский), а рядом русские – Христос, Николай Угодник и др. А вообще-то немцы наши иконы забирали и отправляли за границу. Итальянцы много посылали посылок. На почте остались их следы и одна открытка с надписью нашего почтовика: «адресата не имеется» - это он написал после освобождения.
Филоново разрезано оврагами, что придает ему живописный вид и что напоминало итальянцам, может быть, Родину. Они устроили в овраге из песчаника перепады, лесенки. Садок на горе обнесли проволокой и деревья побелили.
После долгого фронта население очень хладнокровно обращается с боеприпасами: зажигалкой служит термитный итальянский снаряд и кусок пруткового пороха, а также трассирующие и зажигательные пули: из снарядов вынимают порох в шелковых мешочках для использования материи, платки, чулки и т.д. В результате – масса несчастных случаев, особенно с детьми...".
«Найдены останки солдат: Эмилио Сеуди из Торонто с письмами и русский солдат Мириакуб Базалаев – в штурме, у снаряда...».
К сожалению, советский боец не «пробивается» по ОБД Мемориал. Нужно пробовать варианты написания имени и фамилии...