Операция «Кутузов»

Известно, что в танковых частях Красной Армии в годы Великой Отечественной войны появилась традиция давать имена боевым машинам. На танковую броню наносились фамилии как героев Гражданской войны и видных деятелей молодого советского государства (Щорса, Киквидзе, Чапаева, Дзержинского, Кирова и других), так и великих русских полководцев и исторических личностей (Суворова, Кутузова, Багратиона, Дмитрия Донского, Богдана Хмельницкого). Имена и фамилии героев русской и советской истории должны были вдохновлять бойцов и командиров Красной Армии на беспощадную борьбу с врагом.

Снимок из газеты "Красная Звезда". ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. Танки КВ-1 "Кутузов" и "Багратион". 29.04.1942г. Автор снимка М.Бернштейн. Источник фото: http://tankfront.ru/

Шёл второй год войны… В июле 1942 года потрёпанные в боях танковые части Юго-Западного фронта с боями отходили к донским переправам. Попытки танкистов переправиться на левый берег Дона, зачастую, были неудачными. Господствовавшая в небе немецкая авиация уничтожала основные переправы, а небольшие переправы не могли выдержать вес тяжелых боевых машин. Танкистам приходилось принимать бой на берегу Дона, и потом подрывать танки, чтобы те не достались врагу.

Танковый батальон (в составе оставшихся на ходу трёх боевых машин) под командованием майора (фамилия которого осталась неизвестной) с боями отходил в район города Богучара, надеясь переправиться через Дон у села Галиёвка. Переправа уже несколько суток подвергалась непрерывным налётам авиации противника. И после подхода к Галиёвке передовых немецких частей, мост был взорван сапёрами 1-й стрелковой дивизии 63-й Армии.

Танкисты не успели или не смогли переправиться на восточный берег. В боях на правобережье Дона два танка были подбиты противником. Для оставшегося танка (это был тяжелый танк КВ-1 с надписью на башне «Кутузов») путь на юго-восток был закрыт, и танкистами было принято решение пробиваться на север, в район сёл Осетровка и Верхний Мамон. Где в малой излучине Дона частями 415-го полка 1-й стрелковой дивизии удерживался небольшой плацдарм на правобережье Дона.

Но малая излучина, которой экипажу «Кутузова» удалось-таки достигнуть, оказалась… ловушкой для тяжёлого танка. Ведь сообщение защитников плацдарма с левобережьем Дона осуществлялось только с помощью паромно-лодочной переправы у села Верхний Мамон. Вполне исправному танку КВ-1 весом под 50 тонн для переправы нужен был мост… которого не было. Или подходящий по грузоподъёмности паром.

55-му отдельному саперному батальону командованием 1-й стрелковой дивизии было приказано «во что бы то ни стало переправить танк через реку». Командир батальона капитан Борис Сухерович Гитман возложил выполнение боевой задачи по эвакуации «Кутузова» на саперный взвод младшего лейтенанта Константина Павловича Карпова. 17 июля 1942 года началась подготовка к переправе.

На снимке командир 55 осапб 1 сд капитан Борис Сухерович Гитман ( 07.02.1908 — 12.09.1942).

Недалеко от верхнемамонской переправ младший лейтенант Карпов «нашел» небольшую баржу с водоизмещением около 30 м3. Для переправы танка КВ этого было явно недостаточно. Тогда в ход пошла русская смекалка. Используя пустые металлические бочки, сапёрам удалось «усилить» баржу, увеличив её водоизмещение.

На снимке Константин Павлович Карпов, в 1942г. командир саперного взвода 55 осапб 1 сд.

Подробности этой уникальной операции, к сожалению, остаются неизвестными. Из документов 55 осапб (69 гв осапб) удалось узнать только то, что переправа танка "Кутузов" прошла успешно в 20-х числах июля 1942 года. Всем принимавшим участие в операции командованием 1-й стрелковой дивизии была объявлена благодарность, а Военный Совет 63-й Армии «премировал» 55-й сапёрный батальон суммой в 5000 рублей.

+1
982
Нет комментариев. Ваш будет первым!