В канун «Малого Сатурна»

Близится 78-я годовщина освобождения Богучарского района Воронежской области от немецко-фашистских захватчиков. Ранним утром 16 декабря 1942 года началась операция «Малый Сатурн» или Среднедонская наступательная операция Юго-Западного и левого фланга Воронежского фронтов. В ходе наступления были полностью освобождены от оккупации Верхнемамонский и Богучарский районы, частично – Кантемировский и Россошанский районы Воронежской области в их нынешних границах.

В ночь на 19 декабря 1942 года районный центр город Богучар освободили части 1-й стрелковой и 44-й гвардейской стрелковых дивизий. Потому именно день 19 декабря отмечается богучарцами как дата освобождения города и района от оккупации.

Но мало кому известно о событиях, предшествовавших операции «Малый Сатурн», но сыгравших свою роль в её успешном проведении. 11 – 12 декабря 1942 года на участках 1-й гвардейской армии Юго-Западного фронта и 6-й армии Воронежского фронта была проведена силовая разведка боем. Несколько стрелковых батальонов перешли реку Дон и захватили ряд плацдармов на её правом берегу. Пытались «прощупать» противника и из Осетровской излучины, где линия фронта на правобережье Дона стабилизировалась ещё с середины сентября 1942 года. Завязались бои с боевым охранением, и с подошедшими к местам прорыва резервами противника.

Но разведка проходила с разной степенью успеха. Так, на участке 38-й гвардейской стрелковой дивизии в ходе разведки боем удалось освободить первый населенный пункт на правобережье Дона – хутор Оголев Радченского района. Удачно проходила разведка на участке 127-й стрелковой дивизии 6-й армии Воронежского фронта, где удалось вклиниться в глубь обороны противника на несколько километров.

А вот усиленный батальон 412-го полка 1-й стрелковой дивизии, получивший приказ наступать на хутор Свинюхи Богучарского района, вынужден был залечь и окопаться на лугу в 300-х метрах от этого небольшого придонского хутора. Противник кинжальным огнем не давал бойцам и командирам поднять головы. 

Вид на хутор Свинюхи Богучарского района с левого берега Дона (в полосе наступления 408-го и 412-го стрелковых полков 1-й сд). Зима 1942г. Фото из школьного музея с.Новый Лиман Петропавловского района Воронежской области

Бои за плацдармы, за господствующие высоты правого берега, с различной степенью ожесточения продолжались еще несколько дней, окончательно затихнув к 16 декабря 1942 года. Командование противника (8-й итальянской армии) посчитало силовую разведку за начало наступления русских, но только  с целью улучшить свои позиции, и предприняло усилия по ликвидации "вклинений" советских войск. 

По настоящее время операция по проведению «силовой разведки боем» в канун операции «Малый Сатурн» является предметом дискуссий отечественных и зарубежных историков.

Начавшаяся за два дня до намеченного общего наступления (14.12.1942г.), разведка боем не получила своего продолжения, так как начало наступления было перенесено на 16-е декабря 1942 года.

Потревоженный противник успел подтянуть резервы к местам прорыва (в частности, немецкие 385-ю пехотную и 27-ю танковую дивизии), фактор оперативной внезапности был потерян. И главное, 16-го декабря наступающим частям Красной Армии пришлось столкнуться с большим уровнем сопротивления противника, за счёт тех самых его резервов.

По мнению видного отечественного историка В.Г. Сафронова, перенос дня начала операции «Малый Сатурн» на 16-е декабря стал серьёзной ошибкой советского командования: «…Очевидно, что Сталин, принимая ночью 13 декабря волевое решение о переносе наступления на 16 декабря, не был осведомлен о деталях разведки боем, а командования фронтов сочли излишним уточнять эти детали. Более того, если судить по воспоминаниям Воронова, командование Юго-Западного фронта даже с удовлетворением восприняло новый перенос наступления - на 16 декабря, так как ему предоставлялось дополнительное, усиленно испрашиваемое до этого время для завершения подвоза техники, боеприпасов и всех видов довольствия.

Но на деле отсрочка наступления Юго-Западного фронта способствовала созданию острого кризиса на котельниковском направлении, да и привела к серьезному осложнению обстановки на Среднем Дону, так как потревоженный противник с 11 декабря наращивал здесь свои силы (благодаря лучшей мобильности и обеспеченности по правому берегу Дона большей сетью дорог) гораздо быстрее, чем войска Юго-Западного фронта заканчивали свое доукомплектование...»[1].

Так ли это на самом деле?

Напомню предысторию. 3 декабря 1942 года директивой ставки Верховного Главнокомандующего № 170697 был утвержден план наступательной операции «Сатурн»[2]. Согласно этой директиве, наступление частей Юго-Западного и Воронежского фронтов должно было начаться ранним утром 10 декабря 1942 года.

И в этот же день (03.12.1942г.) И.В. Сталин указал командующему Юго-Западным фронтом о необходимости проведения силовой разведки боем перед началом наступления:

«…1. Тов. Ватутину вызвать к себе товарищей Голикова и Воронова и объявить им о письме, подписанном мною (тов. Сталиным), переданном  с тов. Ивановым.

2. Передать тов. Ватутину и тов. Голикову, что т.к. немцы знают о наших М-30, взрывающих весь передний край обороны, они усвоили поэтому тактику следующую: оставляют на переднем крае только охранение, а сам передний край обороны относят в глубину на 4-5 км.

Этой тактике немцев, мы должны противопоставить свою контртактику, а она заключается в том, что нам нужно раньше, чем перейти в наступление, делать боевую разведку с целью вскрытия переднего края обороны, и надо во что бы то ни стало добраться до переднего края обороны пр-ка.

Произвести ряд активных разведок, взять пленных и через них все узнать, с тем, чтобы напрасно не израсходовать боеприпасы.

Разведку провести боем, отдельными батальонами за два дня до начала операции.

Приказание лично по телефону получил и записал гвардии генерал-майор Иванов 3.12.1942 г.»[3].

Приказания о проведении силовой разведки боем были доведены до командующих армий, стрелковых корпусов и дивизий. В штабах частей началась работа по подготовке к операции.

Но вмешались форс-мажорные обстоятельства - дата начала операции «Сатурн» была перенесена (первый раз) с 10 на 14 декабря - по просьбе командующих фронтами и представителя Ставки генерал-полковника артиллерии Николая Николаевича Воронова, который осуществлял координацию действий Юго-Западного и Воронежского фронтов по подготовке и проведению операции. Причина переноса – в неготовности фронтов начать наступление в установленный Ставкой срок 10 декабря 1942 года.

Исходя из этого, дата проведения силовых разведок боем на участках 1-й гвардейской  и 6-й армий была тоже «сдвинута» по времени.

Так, поздно вечером 9 декабря 1942 года штабом 1-й стрелковой дивизии было издано приказание на проведения утром 11 декабря силовой разведки боем на участке главного удара дивизии – в направлении хутора Тихий Дон Богучарского района (участок Свинюха - Солонцы):

«1. По имеющимся данным (Свинюха) обороняет 1 ср 1/37 пп 3 пд «Равенна», (Солонцы) обороняет 2 ср 1/37 пп. На протяжении 1 км к ю-з от оврага с мелом, что на Осетровском плацдарме, обороняется 11 ср 3/37 пп, 1,5 км с/в от оврага с лесом обороняется 10 ср 3/37 пп. Выс. 151.8 обороняет 3 ср 3/37 пп. Ближайший резерв противника: 2/38 и 3/38 3 пд «Равенна» в Гадючье.

2. В целях подготовки плацдарма для нанесения главного удара по противнику и установления точного начертания его переднего края командир дивизии приказал.

Утром 11.12.42г. провести силовую разведку силою одного сб с задачей сбить боевое охранение пр-ка, боем установить точное начертание его переднего края и закрепиться на достигнутых рубежах.

В ночь на 12.12.42г. провести разведпоиски захватом контрольных пленных.

Для разведки выделить из полка лучший б-н по подготовке, дисциплине и боеспособности.

3. Командиру 412 сп силовую разведку и уничтожение БО пр-ка провести на рубеже (Свинюха) – (Солонцы).

Командиру 415 сп – на рубеже 1 км ю-з оврага с лесом – 1 км с-в оврага с лесом – 1 км с-в оврага с лесом, что на Осетровском плацдарме. 1026 ап быть готовым к подавлению огневых средств противника для поддержки 412 сп двумя арт. дивизионами.

Командирам полков обеспечить поддержку своих батальонов мин. арт. средствами полков, также обеспечить преодоление проволочных заграждений и минных полей противника…

4. Для разведки пр-ка в ходе боя батальонов командирам полков и всем штабным командирам батальонов и полков выйти на наблюдательные пункты с целью наблюдения и засечения целей.

Готовность доложить к 24-00 10.12.42г.

Начало действий в 6.30 11.12.42г.

Прекращение действий по особому распоряжению.

Результатом разведки с приложением целей на переднем крае и в глубине обороны пр-ка представить к 11-30 11.12.42г.»[4].

Командир 412-го стрелкового полка полковник Михаил Яковлевич Беляев приказал командиру 2-го стрелкового батальона старшему лейтенанту Павлу Порфирьевичу Ромадину готовить свой батальон к выполнению ответственной боевой задачи.

На снимке командир 2-го стрелкового батальона 412-го стр.полка ст.лейтенант Павел Порфирьевич Ромадин. Источник: https://pamyat-naroda.ru/

К сожалению, о комбате Ромадине информации удалось найти немного. Родился он 03.03.1918г. в селе Николо-Пестравка Николо-Пестравского района Пензенской области. На службу в РККА поступил 15.09.1938г.

В 1941 году воевал на Западном фронте в 457-м стрелковом полку 129-й стрелковой дивизии, командовал стрелковой ротой. В августе 1941 года получил ранение. Был ошибочно исключен из списков РККА как пропавший без вести в декабре 1941 года.

В декабре 1942 года командовал 2-ым стрелковым батальоном 412-го полка 1-й стрелковой дивизии.

Батальон Павла Ромадина был не только самым боеспособным, но и, главное, имел успешный опыт проведения разведки боем. 11 сентября 1942 года 2-й батальон, участвуя в силовой разведке, в 4 часа утра форсировал реку Дон, быстрой атакой выбил итальянцев из хутора Свинюхи, а к 11-00 освободил соседний хутор Солонцы. В ночь на 12 сентября по приказу командования 63-й армии участвовавшие в разведке боем подразделения 1-й стрелковой дивизии отошли на левый берег Дона.

Но это было три месяца назад. Командование 1-й стрелковой дивизии знало из донесений разведчиков, что за прошедшее время противник сильно укрепился на правобережье Дона, особенно на участке Свинюхи – Солонцы, и легкой прогулки 2-му батальону ждать не приходилось.

На второстепенном участке (район высоты 151.8 к северо-западу от хутора Свинюхи) планировалась разведка боем силами двух рот 415-го стрелкового полка майора Фёдора Фёдоровича Солдатенкова. Помощь в проведении разведки должен был оказать новый сосед справа – 44-я гвардейская стрелковая дивизия, сменившая на Осетровском плацдарме батальоны 415-го полка.

Продолжение следует...


[1] Сафронов В. Г. Итальянские войска на Восточном фронте. 1941-1943 гг. — М.: Вече, 2012.

[3] ЦАМО, Фонд 232, Опись 590, Дело 2, Лист 73.

[4] ЦАМО, Фонд 1178, Опись 0000001, Дело 0011, Лист 6.

+1
1.35K
Нет комментариев. Ваш будет первым!