Житель Богучара Иван Шевцов, учредитель общественной организации «Мой Богучар», и «по совместительству», хороший друг нашего поискового отряда «Память», много сил, времени и средств тратит на свой замечательный проект – рассказать о каждом из 8-ми Героев Советского Союза, уроженцев Богучарской земли, языком кинематографа. На небольшие средства (я не могу озвучивать бюджет проекта, но, поверьте, средства очень и очень скромные) Иван с группой единомышленников снимает и показывает землякам эти фильмы – небольшие рассказы о судьбах наших богучарских Героев.

Местные власти и народные избранники на словах горячо поддерживают начинание неравнодушных общественников, но финансово помогают не особо…

Так вот, снято уже несколько фильмов, горячо принятых богучарцами. Как-то в разговоре со мной Иван Шевцов посетовал, что практически нет материала для написания сценария фильма о судьбе уроженца села Подколодновка Героя Советского Союза Рубцова Никанора Трофимовича. Довоенный период – так, вообще, остаётся белым пятном в его биографии… Ведь наш земляк в совсем юном возрасте покинул родные места, до войны жил с семьёй и работал в городе Харькове.

Богучарский поисковый отряд «Память» вносит свою посильную лепту в проект общественной организации «Мой Богучар». Этот рассказ о боевом пути артиллериста Никанора Рубцова, надеемся, будет в дальнейшем использован при создании фильма о нашем Герое.

Солорев Э.А.

Никанор Рубцов. «Стоять насмерть!» Часть 1-я.

29 декабря 1901 года (это по старому стилю – С.Э.) в семье Рубцова Трофима Андреевича, крестьянина слободы Подколодновки Богучарского уезда Воронежской губернии, родился мальчик, наречённый при крещении Никанором. Имя это имеет греческие корни и буквально означает «увидевший победы». Так что, видимо, самой судьбой было предначертано крестьянскому сыну Никанору Трофимовичу Рубцову стать не только свидетелем, но и непосредственным участником сражений Гражданской и Великой Отечественной войн. А своё имя вписать золотыми буквами в героическую историю Великой Отечественной войны.

В Богучарском историко-краеведческом музее хранится копия одного из писем родного сына Героя  – Виктора Никаноровича Рубцова, в 1973 году проживавшего в городе Харькове. Виктор Рубцов в письме на родину отца сообщал, что «до 1917 года Рубцов Н.Т. жил в родном селе, батрачил у богатых односельчан. С 1919г. по 1924г. служил в Красной Армии, участвовал в Гражданской войне...».

Выдержка из копии письма В.Н. Рубцова. 

В начале 1920-х молодой красноармеец сражался с бандами, терроризировавшими население Слободской Украины. В 1922 году в составе своей части Никанор Рубцов прибыл в город Харьков, ставший впоследствии для нашего земляка второй Родиной. После демобилизации в 1924 году Никанор Рубцов принял решение остаться в Харькове, где он устроился работать на пивной завод № 2. На этом предприятии Никанор Трофимович проработал более 16 лет, к началу Великой Отечественной войны он был бригадиром одного из цехов 2-го харьковского пивзавода.

Харьков во времена НЭПа. Конец 1920-х - начало 1930-х годов.

Как и многие харьковские рабочие, Рубцов состоял в городском отряде МПВО (местной противовоздушной обороны). С началом войны эти формирования были переведены на казарменное положение. Бойцы местной ПВО дежурили по ночам во время налётов вражеской авиации, тушили немецкие зажигательные авиабомбы, ловили лазутчиков и диверсантов. В октябре 1941 года с подходом к городу войск вермахта Никанор Трофимович вместе с другими харьковчанами ушёл в действующую армию.

К сожалению, точных сведений о боевом пути нашего Героя с момента эвакуации его из Харькова и до декабря 1942 года не найдено. Зимой 1941-1942г.г. Никанор Рубцов в течение нескольких месяцев проходил обучение по своей новой военно-учетной специальности (ВУС) № 6 – «артиллерист мелкокалиберной артиллерии  (до 50-мм, всех частей, кроме танков, автобронемашин и зенитной артиллерии)».

Из письма Виктора Рубцова известно, что его отец «с начала 1942 года находился в действующей армии. Участвовал в боях на Воронежском направлении, под Сталинградом, под Курском и Белгородом…».

Действительно, 304-я стрелковая дивизия, в составе которой в декабре 1942 года воевал под Сталинградом артиллерист 378-го истребительного противотанкового дивизиона сержант Никанор Рубцов, летом 1942-го отходила с боями из района к югу от Харькова в большую излучину Дона. Майское наступление Красной Армии под Харьковом оказалось неудачным…

38-я армия Юго-Западного фронта оставила оборонительные рубежи на реках Оскол и Айдар. 304-я стрелковая дивизия этой армии отступала из района города Ровеньки нынешней Белгородской области в общем направлении на Кантемировку – Богучар. Конечно, не таким печальным представлял своё возвращение в родные места Никанор Рубцов…

Немецкие танковые части, наступая на юго-восток вдоль течения Дона, 9 июля захватили Кантемировку, и быстро продвигались в направлении станции Чертково. Создалась явная угроза окружения частей 28-й, 38-й и 9-й армий Юго-Западного фронта, не успевавших выйти к донским переправам.

Частям 304-й стрелковой дивизии было приказано совместно с 9-й гвардейской и 199-й стрелковыми дивизиями прикрыть образовавшуюся брешь на участке юго-восточнее Кантемировки. Стрелковые полки 304-й дивизии с приданной им противотанковой артиллерией заняли позиции в районе населенных пунктов Радченского района Воронежской области – села Лебединка, хуторов Новоникольск, Копани, Плесцо, Фридрих Энгельс. Но силы были слишком неравны… Командование 38-й армией приказало дивизиям прорываться на юго-восток в район станицы Боковская. Немцы еще не создали сплошного фронта окружения, между моторизированными колоннами наступавшего противника образовались большие разрывы. Пользуясь этим, сильно поредевшие части 304-й стрелковой дивизии к 17 июля вышли к Дону у города Серафимовича.

С 17-го июля 1942 года и до начала ноябрьской наступательной операции под Сталинградом (кодовое название «Уран») 304-я стрелковая дивизия участвует в боях местного значения на правом «фланге» Сталинградского сражения. Не давая спокойной жизни немцам, затем сменившим их итальянцам и румынам, части 304-й стрелковой дивизии в июле вели бои за тет-де-пон у Серафимовича, затем участвовали в августовской наступательной операции, итогом которой стало расширение плацдарма на правом берегу Дона.

Широкую известность среди зарубежных историков, прежде всего итальянских, получил бой у хутора Избушенский современной Волгоградской области. Итальянский кавалерийский полк «Savoia Cavalleria» 24 августа 1942 года атаковал в конном строю позиции одного из стрелковых полков 304-й стрелковой дивизии. Итальянские военные историки считают тот бой у Избушенского примером боевой доблести 8-й итальянской армии. Наши историки - отдельным эпизодом великого сражения на Волге. Что же случилось ранним утром 24 августа? Кавалерийской атакой итальянцам удалось сбить стрелков 304-й дивизии с занимаемых ими позиций, нанеся дивизии большие потери. Это подтверждают и советские архивные документы. Но если рассматривать тот бой с точки зрения общей картины событий августа 1942 года у Серафимовича, то успех итальянской кавалерии в отдельно взятом бою был скорее тактическим. Стратегически же советскому командованию удалось расширить плацдарм, и сковать в том районе значительные силы противника, и не дать перебросить их для использования в решающих боях за Сталинград.

В атаке итальянская кавалерия

В октябре 304-я стрелковая дивизия была передана в подчинение 65-й армии П.И. Батова, и заняла позиции на правобережном плацдарме в районе станицы Клетской. Как вспоминал впоследствии командарм 65-ой: «…Клетский плацдарм держали части 304-й и 27-й гвардейской дивизий. Они глубоко зарылись в землю. Передний край протянулся по низине, заросшей редкими кустами вербы. Впереди, подобно крепостям, возвышались занятые противником высоты. В свете ракет поблескивали их крутые меловые скаты. Слева угрожающе навис над нашими позициями крупный узел сопротивления Логовский, в центре и чуть правее высота 135,0 и Мело-Клетский. За ними, в глубине вражеской обороны, в направлении к Ореховскому, опять шли сильно укрепленные высоты. Противник готовил этот рубеж в течение полутора месяцев. Плацдарм наш был невелик до пяти километров глубиной и примерно столько же по фронту. Этот «пятачок» во всех направлениях простреливался неприятельским огнем…».

Положение частей 304-й стрелковой дивизии 65-й Армии на Клетском плацдарме на 27.10.1942г.

И этого небольшого «пятачка» земли части 304-й стрелковой дивизии 19 ноября 1942 года начали прорыв казавшейся неприступной вражеской обороны. Наступление на клетском направлении шло очень тяжело, противник ожесточенно сопротивлялся, при первой возможности контратаковал пехотой и танками. Оказалось, что в том районе у немцев было преимущество по танкам, примерно в соотношении 2:1 в их пользу. Истребительному противотанковому дивизиону Никанора Рубцова пришлось отразить немало танковых атак врага. По воспоминаниям П.И. Батова, «только за первые пять дней наступления дивизии В. С. Глебова, С. П. Меркулова (304-я сд – прим. С.Э.) и И. А. Макаренко подбили, подожгли и захватили 114 танков, главным образом при отражении контратак. Одна эта цифра говорит о том, сколь напряженные бои развернулись в излучине Дона. Ноябрьское наступление вовсе не представляло собой триумфального шествия, хотя именно такой взгляд сложился в широкой массе советских людей под впечатлением действительно триумфального итога».

Продолжение следует…

+2
1.31K
RSS
16:53

До войны семья Рубцовых проживала в Харькове по адресу: ул.Грековская, дом 20, кв. 1.

Рубцова Анастасия Иосифовна — так звали супругу Никанора Трофимовича. О сыне Викторе я уже ранее упоминал.

На просторах интернета удалось найти фото дома № 20 на Грековской улице в Харькове. Не знаю, проходила ли перенумерация домов, все могло быть. Вот такой дом, в котором, вполне возможно, проживал наш земляк (фото 2000-х годов):