ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 2683с

«2» января 1943г.Москва, Кремль

О строительстве новой железнодорожной линии Калач – Богучар

(поселок Подколодное на левом берегу Дона – Строительство № 213).

Государственный Комитет Обороны постановляет:

1. Обязать НКПС (т.ХРУЛЕВА) немедленно приступить к строительству новой железнодорожной линии Калач – поселок Подколодное (на левом берегу Дона), протяжением 70 километров. Строительные работы для открытия движения закончить в двухмесячный срок. Строительство вести по облегченным техническим условиям военного времени.

2. Для обеспечения строительства рельсами разрешить НКПС произвести разборку следующих подъездных путей к промышленным предприятиям Воронежской области: Металлургический завод «Свободный сокол», ст. Чугун. – рельсов 15 км, стрелочных переводов 15 шт.; Новолипецкий металлургический завод, ст.Казинка – рельсов 25 км, стрелочных переводов 30 шт.; Завод № 61НКБ, ст.Казинка рельсов 5 км., стрелочных переводов 5 шт., Каменный карьер (бездействующий) 276 км перегона Чугун – Липецк – рельсов 3 км, стрелочных переводов – 5 шт.; Сырский рудник Наркомчермета, ст.Липецк – рельсов 25 км., стрелочных переводов 55 шт.

Обязать Наркоматы, в ведении которых находятся указанные ветви, в пятидневный срок передать их НКПС для разборки.

3. Обязать Воронежский Облисполком в десятидневный срок выделить и направить на строительство № 213 10 тыс.рабочих изместного населения в пункты по указанию начальника строительства.

4. Обязать Наркомторг и Госплан СССР в 1-м квартале 1943г. дополнительное количество продовольственных товаров на 10 тыс. человек по нормам НКО № 3 для привлекаемой к строительству рабочей силы.

5. Обязать НКПС (т.ЩУРОВА) отгрузить к 15 января 1943г. для строительства № 213: шпал – 130 тысяч шт., переводных брусьев – 100 комплектов, круглого леса – 3500 куб.м., пиломатериалов – 800 куб.м., гидролеса – 1000 куб.м., мостовых брусьев – 500 куб.м.

6. Обязать Наркомчермет (т.Тетевосян) отгрузить целевым назначением для строительства № 213 к 15 января 1943 года: сортового железа – 150 тонн, гвоздей 5 т., проволоки – 70 т., крючьев телеграфных – 9 тыс.шт., лопат железных – 10 тыс.штук.

7. Обязать Главнефтеснаб при СНК СССР (т.Широкова) отгрузить к 15 января 1943г. целевым назначением для строительства № 213: бензина – 150 тонн, керосина – 50 т., дизтоплива – 75 т., лигроина 75 тн.

8. Обязать Наркомлегпром (т.Лукина) отгрузить до 15/1-43г. НКПСу ботинок кожаных 1000 пар, валенок 2000 пар, телогреек и шаровар 2000 комплектов.

9. Обязать Наркомхимпром отгрузить до 15/1-43г. НКПСу карбид-кальция 3 тн. и кислорода 400 балонов.

10. Обязать НКПС (т.Хрулева) обеспечить первоочередное продвижение направляемых на строительство материалов и оборудования.

11. Разрешить финансирование строительства производить без проектов и смет за счет сметы чрезвычайных расходов НКПС.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО

КОМИТЕТА ОБОРОНЫ                                                                                    И.СТАЛИН

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ПУТЕЙ      СООБЩЕНИЙ СССР

«2» января 1943г.

№ _______

г.Москва

           ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ                        Товарищу Сталину И.В.

О строительстве новой железнодорожной линии Калач – Богучар

(поселок Подколодное на левом берегу Дона – Строительство № 2013).

Представляю проект постановления Государственного комитета Обороны о строительстве новой железнодорожной линии Калач – район Богучара (до поселка Подколодное на левом берегу Дона).

Длина линии от Калача до Подколодное – 70 километров. Объем земляных работ составляет около 900 тыс. кубометров.

На линии необходимо построить 3 моста отверстием от 50 до 70 метров.

В дальнейшем, как показано на карте, эта линия может быть продлена до соединения с Ю.Восточной жел.дорогой у ст.Кантемировка, с устройством переправы через реку Дон у Богучара.

Для обеспечения строительства линии рельсами необходимо разобрать отдельные неиспользуемые подъездные пути промышленных предприятий Воронежской области.

Строительство линии Калач – Подколодное может быть осуществлено в двухмесячный срок силами Управления военно-восстановительных работ НКПС с привлечением местного населения.


НАРОДНЫЙ КОМИССАР

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ                                                                         А.ХРУЛЕВ

 

  

Схема планируемой железной дороги (приложена к письму Хрулева в адрес И.Сталина).

                                                                                        

Источник: РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 119. Л. 147–151

+1
949
RSS
13:33

Это была одна из попыток постройки железной дороги на территории современного Богучарского района. Таких попыток было несколько. И неудачных было больше...

А через несколько недель после издания Постановления № 2683 с — 29 января 1943г. — Хрулев в письме к Сталину просит: «Для обеспечения восстановительных работ на освобожденных железнодорожных направлениях Воронежского и Юго-Западного фронтов — прошу Вашего согласия отложить строительство железнодорожных линий Анна – Таловая, Эртиль – Анна и Калач Богучар. Назначенные на эти стройки желдорчасти и материалы переключить на восстановительные работы….

На следующий день 30 января 1943г. вышло Постановление ГКО СССР № 2805с, которое предписывало прекратить работы на участке от Калача до Подколодновки...

Интересно, как будто что отводит Богучар от железной дороги))

16:22

Именно по январю 1943 года причина прекращения строительства железнодорожной ветки от Калача до Подколодновки (если оно было начато) понятная — к концу января от оккупации была освобождена важная для снабжения ветка Юго-Восточной железной дороги (города Россошь, Острогожск), потому все силы и средства были направлены на восстановление этих участков. И нужда в строительства тупиковой ветки до Подколодновки, при том, что моста через Дон не было, практически отпала. Проще было осуществлять снабжение наступающих частей Красной Армии по линиям Сталинград — Лихая и Воронеж — Лиски — Чертково — Лихая.

Но идея соединения Калача и Кантемировки через Богучар постоянно возникала в последующие годы. Но, видимо, не судьба...