ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 2683с
«2» января 1943г.Москва, Кремль
О строительстве новой железнодорожной линии Калач – Богучар
(поселок Подколодное на левом берегу Дона – Строительство № 213).
Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Обязать НКПС (т.ХРУЛЕВА) немедленно приступить к строительству новой железнодорожной линии Калач – поселок Подколодное (на левом берегу Дона), протяжением 70 километров. Строительные работы для открытия движения закончить в двухмесячный срок. Строительство вести по облегченным техническим условиям военного времени.
2. Для обеспечения строительства рельсами разрешить НКПС произвести разборку следующих подъездных путей к промышленным предприятиям Воронежской области: Металлургический завод «Свободный сокол», ст. Чугун. – рельсов 15 км, стрелочных переводов 15 шт.; Новолипецкий металлургический завод, ст.Казинка – рельсов 25 км, стрелочных переводов 30 шт.; Завод № 61НКБ, ст.Казинка рельсов 5 км., стрелочных переводов 5 шт., Каменный карьер (бездействующий) 276 км перегона Чугун – Липецк – рельсов 3 км, стрелочных переводов – 5 шт.; Сырский рудник Наркомчермета, ст.Липецк – рельсов 25 км., стрелочных переводов 55 шт.
Обязать Наркоматы, в ведении которых находятся указанные ветви, в пятидневный срок передать их НКПС для разборки.
3. Обязать Воронежский Облисполком в десятидневный срок выделить и направить на строительство № 213 10 тыс.рабочих изместного населения в пункты по указанию начальника строительства.
4. Обязать Наркомторг и Госплан СССР в 1-м квартале 1943г. дополнительное количество продовольственных товаров на 10 тыс. человек по нормам НКО № 3 для привлекаемой к строительству рабочей силы.
5. Обязать НКПС (т.ЩУРОВА) отгрузить к 15 января 1943г. для строительства № 213: шпал – 130 тысяч шт., переводных брусьев – 100 комплектов, круглого леса – 3500 куб.м., пиломатериалов – 800 куб.м., гидролеса – 1000 куб.м., мостовых брусьев – 500 куб.м.
6. Обязать Наркомчермет (т.Тетевосян) отгрузить целевым назначением для строительства № 213 к 15 января 1943 года: сортового железа – 150 тонн, гвоздей 5 т., проволоки – 70 т., крючьев телеграфных – 9 тыс.шт., лопат железных – 10 тыс.штук.
7. Обязать Главнефтеснаб при СНК СССР (т.Широкова) отгрузить к 15 января 1943г. целевым назначением для строительства № 213: бензина – 150 тонн, керосина – 50 т., дизтоплива – 75 т., лигроина 75 тн.
8. Обязать Наркомлегпром (т.Лукина) отгрузить до 15/1-43г. НКПСу ботинок кожаных 1000 пар, валенок 2000 пар, телогреек и шаровар 2000 комплектов.
9. Обязать Наркомхимпром отгрузить до 15/1-43г. НКПСу карбид-кальция 3 тн. и кислорода 400 балонов.
10. Обязать НКПС (т.Хрулева) обеспечить первоочередное продвижение направляемых на строительство материалов и оборудования.
11. Разрешить финансирование строительства производить без проектов и смет за счет сметы чрезвычайных расходов НКПС.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И.СТАЛИН
НАРОДНЫЙ КОМИССАР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЙ СССР «2» января 1943г. № _______ г.Москва | ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ Товарищу Сталину И.В. |
О строительстве новой железнодорожной линии Калач – Богучар
(поселок Подколодное на левом берегу Дона – Строительство № 2013).
Представляю проект постановления Государственного комитета Обороны о строительстве новой железнодорожной линии Калач – район Богучара (до поселка Подколодное на левом берегу Дона).
Длина линии от Калача до Подколодное – 70 километров. Объем земляных работ составляет около 900 тыс. кубометров.
На линии необходимо построить 3 моста отверстием от 50 до 70 метров.
В дальнейшем, как показано на карте, эта линия может быть продлена до соединения с Ю.Восточной жел.дорогой у ст.Кантемировка, с устройством переправы через реку Дон у Богучара.
Для обеспечения строительства линии рельсами необходимо разобрать отдельные неиспользуемые подъездные пути промышленных предприятий Воронежской области.
Строительство линии Калач – Подколодное может быть осуществлено в двухмесячный срок силами Управления военно-восстановительных работ НКПС с привлечением местного населения.
НАРОДНЫЙ КОМИССАР
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ А.ХРУЛЕВ
Схема планируемой железной дороги (приложена к письму Хрулева в адрес И.Сталина).
Источник: РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 119. Л. 147–151
Это была одна из попыток постройки железной дороги на территории современного Богучарского района. Таких попыток было несколько. И неудачных было больше...
А через несколько недель после издания Постановления № 2683 с — 29 января 1943г. — Хрулев в письме к Сталину просит: «Для обеспечения восстановительных работ на освобожденных железнодорожных направлениях Воронежского и Юго-Западного фронтов — прошу Вашего согласия отложить строительство железнодорожных линий Анна – Таловая, Эртиль – Анна и Калач Богучар. Назначенные на эти стройки желдорчасти и материалы переключить на восстановительные работы….
На следующий день 30 января 1943г. вышло Постановление ГКО СССР № 2805с, которое предписывало прекратить работы на участке от Калача до Подколодновки...
Интересно, как будто что отводит Богучар от железной дороги))
Именно по январю 1943 года причина прекращения строительства железнодорожной ветки от Калача до Подколодновки (если оно было начато) понятная — к концу января от оккупации была освобождена важная для снабжения ветка Юго-Восточной железной дороги (города Россошь, Острогожск), потому все силы и средства были направлены на восстановление этих участков. И нужда в строительства тупиковой ветки до Подколодновки, при том, что моста через Дон не было, практически отпала. Проще было осуществлять снабжение наступающих частей Красной Армии по линиям Сталинград — Лихая и Воронеж — Лиски — Чертково — Лихая.
Но идея соединения Калача и Кантемировки через Богучар постоянно возникала в последующие годы. Но, видимо, не судьба...