Лето 1942 года не было победоносным для Красной Армии. Радио голосом Левитана ежедневно сообщало жителям Советского Союза, что «… в ходе жестоких и кровопролитных боёв наши войска оставили город...». Части Юго-Западного фронта маршала Тимошенко отступали к донским переправам, оставляя арьергарды, прикрывавшие отход. В этой обстановке было не до массовых награждений. И каждая боевая награда, полученная нашими бойцами и командирами летом 1942 года, когда решалась судьба страны, становилась еще более ценной.
Мало кому известен тот факт, что район придонских богучарских сел Монастырщина — Пасека — Сухой Донец — Белая Горка стал ареной сражений середины июля 1942 года. В сводках Совинформбюро о тех боях говорилось сухо: «в районе южнее Богучар продолжались напряжённые бои с танками и мотопехотой противника».
Документов о боях в районе Монастырщины и Сухого Донца сохранилось немного. Среди документов ЦАМО РФ, размещенных в открытом доступе в сети Интернет, найдено донесение командира 22-го танкового корпуса генерал-майора танковых войск Шамшина Александра Александровича (Архив ЦАМО, Фонд 425, Опись 10339, Дело 145, Документ 7). Дата документа — 13.07.1942г. Из документа стало известно, что к утру 12 июля 22-й танковый корпус с составе 22-х танков 36-й танковой бригады занял оборону на рубеже Монастырщина, Пасека, 1-я Белая Горка, высота 175, западные скаты высоты 207, х.Михайлов.
В 15-20 со стороны нынешнего поселка Дубрава немцы обстреляли Монастырщину из тяжелых артиллерийских орудий. После артподготовки немцы начали атаку на западную окраину Монастырщины. В первой атаке принимали участие до 30 «средних и малых» танков и до батальона пехоты. Наступавших встретили огнём танков. Немцы отошли от окраины села. Потери противника (по донесению Шамшина) составили до 12 танков и около 60 человек пехоты. Эту атаку удалось отбить, но теперь немцы представляли, кто и какими силами обороняет подступы к Монастырщине и Сухому Донцу. Без поддержки пехоты танку трудно и в атаке и в обороне. Что нашло подтверждение уже к вечеру 12-го июля.
В 18-00 немецкие танки и пехота ворвались на северную окраину села Монастырщина. Завязался бой. Командир корпуса Шамшин срочно запросил у командующего 57-й Армией генерал-майора Никишева выслать пехоту для совместных действий с 36-й танковой бригадой.

В 19-40 противнику удалось «просочиться» (так в донесении Шамшина) через танковую оборону и занять село Монастырщина. Итоги боя за село для 36-й танковой бригады оказались следующими: потеряно 10 танков и 12 человек из экипажей. Их фамилии остаются неизвестными. В донесении о потерях штаба 36-й тбр указан только один воин, погибший 12-го числа в Монастырщине: красноармеец 36-й тбр Осипов Афанасий Александрович, шофер ПТО. Захоронен в могиле возле переправы через Дон.
22-му танковому корпусу были приданы несколько танков из 159-й бригады. Эта бригада с большими потерями выходила из окружения. С тяжелыми боями прорвался к Дону на своём танке Т-60 и младший лейтенант Андрей Егорович Овчаренко. Его экипаж определили в 36-ю танковую бригаду.

На фото Овчаренко А.Е.

Источник: http://moypolk.ru

Находясь в разведке в районе 2-й Белой Горки танкисты Андрея Овчаренко уничтожили три автомашины с пехотой и одну автомашину с пятью немецкими офицерами, добыли ценные сведения о противнике. В донесении комкора Шамшина есть упоминание, возможно, именно об этом боевом эпизоде: «...в 12-35 12.07.42 три машины противника, следовавшие из Сухой Лог в направлении выс.207 были уничтожены огнем наших танков с западных скатов выс. 207 (восточнее Сухой Лог)…
В 16-50 12.07.42 разведка в составе трех танков Т-60 вела бой с танками противника у развилки дорог севернее Кулинкин, потеряв при этом два танка, отошли в район 2-я Белая Горка...».
К утру 13-го июля танкисты корпуса продолжали удерживать фронт на рубеже 1-я Белая Горка — высота 207 — х.Макаров. На ходу оставалось только семь танков. В виду сложившейся тяжелой обстановки, командир 22-го танкового корпуса попросил разрешения у командующего 57-й Армией отвести оставшиеся танки и личный состав 36-й бригады на восточный берег Дона, либо передать танки на усиление 333-й стрелковой дивизии.
За летние бои приказом ВС Сталинградского фронта от 15.08.1942г. за № 15/н бойцы и командиры 159-й тбр были награждены боевыми наградами. Младший лейтенант Овчаренко и старший лейтенант Переплетчиков Иван Кузьмич — орденами Ленина.


На фото Переплетчиков И.К.

Источник: http://www.polkmoskva.ru
По-разному сложилась судьба орденоносцев: Переплетчиков прошёл всю войну и закончил её в звании майора. А лейтенант Овчаренко не дожил до Победы. Он сложил свою голову и захоронен на территории Латвии в сентябре 1944 года.


При создании этого материалы были использованы:

- исследования воронежца Валентина Котюха о боях 159-й танковой бригады летом 1942 года: статья "Комбриг с лагерным номером 15596", http://www.proza.ru/2015/02/25/2128;

- рассекреченные документы ЦА МО РФ;

- фотографии воинов, найденные в сети Интернет;

+1
2.17K
RSS
Еще бы найти, кто награжден за освобождения Города Богучар и за оборону.
Именно Орденом Ленина?