06.12.2012 11:42
Около 300 лет назад принудительно, по указу царя Петра I, началось заселение Богучарского уезда Воронежской губернии
Было воинское подразделение - Острогожский казачий полк, который
сделали осёдлым, наделили землёй, разрешили привозить жён и иметь
хозяйство. Но казаки оставались людьми военными и по сигналу должны были быстро собраться и выйти в поход. Откуда они были, эти военные люди, не совсем понятно, так как они могли быть из любой губернии.
Журналист Эмиль Абросимов пишет:
«Дьяченково стало моей родиной тоже... Мама моя - украинка, и дед Петро - украинец, и бабушка Мария. А Полтавку, село, что с Дьяченково рядом,
основали вольные переселенцы из-под Полтавы. В память о покинутой родной земле они и назвали свою слободу Полтавкой. Дьяченково где-то на
четверть века старше Полтавки (середина 30-х годов ХVIII века). И
образовалось оно несколько иным путем. По берегам придонских рек
находились так называемые богучарские дачи, и, как я уже упомянул,
военно-служивый люд в чинах и без оных получал здесь свои наделы....
Прохоров посчитал, и я с ним согласен, что первым к развилку, где в
речку Левая впадала речка Колодежная, пришел со своей семьей войсковой
житель Дьяченков. За ним потянулись другие из тех казачков-черкас, что
прибывали на службу в Богучар.
Известный исследователь истории богучарского края Е. П.Романова также упоминает:
«Дьяченково – село, расположено в семи километрах от Богучара у реки
Левая Богучарка, центр сельсовета. В его состав входят села Абросимово,
Красногоровка, Полтавка, Терешково.... Близ села расположены курганы
эпохи бронзы, свидетельствующие о древности заселения этих мест. В 1716
году на месте будущей слободы размещались дачи жителей сл. Богучар. В
1730 году казак Дьяченков основал здесь хутор. Вскоре к нему подселились жители Кацемакины, Волковы, Ногины, Осиковы.
А богучарский краевед А.Т.Бойко (однажды беседовал с ним) говорил:
«Удивительно и загадочно ваше село ! Ни одного такого больше нет в наших краях - два храма на одно село. Ваш Ткачёв Г.Г. – самородок. Если бы не случайная смерть в 20 лет быть бы ему гением российской словесности
уровня Пушкина и Лермонтова. Так многие воспринимали его в то время...»
И у воронежских историков были такие же предположения о происхождении и названии села.
Но ещё когда мы изучали в школе «Вечера на хуторе близ Диканьки», кто то из нас, из школьников, сказал, что ему очень понравились эти рассказы
Гоголя. И там было описано наше село, наша жизнь и наши представления об окружающем мире. Нам почему-то казались очень близки эти рассказы и
этот язык и этот юмор Гоголя, причём это притяжение было необьяснимо.
С детства я понимал, что отец и мать разговаривают в семье на чисто
украинском языке, и наши предки проживали раньше где-то на Украине. Я
расспрашивал их, пытаясь понять где же жили предки, что они помнят о
нашем происхождении, и узнал, что все мои деды и прадеды по восходящей
имели украинские имена - дед Иван, прадед Грицко, прапрадед Олыкандр
(Александр ) - отец Егор (тоже Григорий - Грицко по церковным книгам).
Отец видел и помнил их всех.

Маленький Егорка.,1913 год, Украинские мотивы в костюмах детей
Уже будучи студентом, я купил однажды у букинистов книгу рассказов Гоголя, в которой Гоголь привёл в конце словарь редких украинских слов в своих рассказах и пояснил их значение. Он понимал, что не все на Украине понимают отдельные слова из его рассказов, так как эта местность имеет несколько отличный от Украины диалект. Всего в словаре было около 200 слов.

Словарь Н.В.Гоголя
Позже удалось увидеть уже целый отдельный «Словарь малороссийских
слов» - это тетрадь Н.В. Гоголя с рисунками и толкованием украинских
слов, которые встречаются в его произведении «Вечера на хуторе близ
Диканьки». Писатель сам выделяет в отдельную группу слова на украинском
языке: «На всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом,
выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в книжке этой не всякому понятны».
В этом словаре я и увидел впервые слова, которые постоянно использовали
мои отец и мать. Одним из таких слов было, например, слово «комора». Так отец всегда называл маленькую колхозную кладовую, которая стояла за
огородом нашего председателя и в которой он постоянно работал. Это слово всегда приводило меня в недоумение: «каморра» - это итальянская мафия,
откуда отец мог знать это слово?
Несколько слов были из названия одежды, например короткую телогрейку он
называл всегда словом «свитка». Свитка, свиток имеет совсем другой смысл в русском языке. Такое же слово - «кныш», которое использовала моя
мать: кныш - это особая украинская пампушка, которую она часто пекла.
Эти слова я нигде больше не слышал, хотя бывал во многих местах и на
Украине и в России. Были, конечно, постоянно в нашей речи и такие слова, как кавун, скрыня, сиривэць, смушки. Так я ещё в молодости стал
подозревать, что основатели нашего села происходят из тех же мест
Украины, в которых родился когда-то Николай Гоголь.
В 2000 году появился Интернет, появилось общество «Мемориал», появились
оцифрованные архивы Министерства обороны. Розыск значительно облегчился.
Моя семья носит довольно редкую для России фамилию с немецким корнем
«stunde» - час, урок. Этот же немецкий корень, кстати, есть и в
известном слове «студент». Носителей такой фамилии всего несколько тысяч человек, и скорее всего, мы все находимся в каком-то дальнем родстве.
Отец рассказывал, что в семье Штондиных в селе было три брата, три моих
деда. Одного я видел в детстве - это дед Фёдор, он учил меня играть в
карты. Моего деда Ивана я не застал в живых, но отец упоминал как-то
смутно, что был и ещё один младший брат - Пётр. И что Пётр погиб на
фронте. Но в списках погибших среди односельчан его не было, и на
памятнике в центре села тоже не было его фамилии. И вообще, его мало кто помнил в селе.
Я знал имя, отчество, фамилию, примерный год его рождения и начал его
искать по спискам погибших солдат «Мемориала» через появившийся тогда
новый интернет.
Мне повезло, и вскоре я уже читал боевое донесение командира части о
смерти в 1943 году под Орлом, Петра Григорьевича Штондина, уроженца села Дьяченково Радченского района.
Оказывается, перед войной он завербовался и уехал из села в Красноярский край и работал там в посёлке Сов. Рудник. Там у него была семья, жена
Дарья Штондина, и туда же ей было отправлено извещение о его смерти.
Поэтому его с трудом вспоминали в селе. Призван на фронт он был из этого же посёлка, через Богучарский военкомат не прошёл, поэтому он нигде и
не отмечен. Воевал он на фронте всего шесть месяцев и вскоре погиб. В
Орловской области есть памятник погибшим за освобождение населённого
пункта Березовка, на этом памятнике в Березовке и выбита его фамилия.
В этом архиве» Мемориала» я использовал расширенный поиск и набрал
просто фамилию – Штондин. И поисковик выдал мне три-четыре карточки
погибших солдат Штондиных, которые были родом из села Дьяченков, но уже
Полтавской области. Оказывается, в Хорольском районе там было до войны
такое село.
То есть,. наши предки приехали когда-то на новое место и назвали его,
скорее всего, в честь своего родного села на Полтавщине. Вероятно, у
нас, у дьяченковцев, и жителей соседних сёл, есть много очень дальних
родственников в Полтавской области.
И последняя деталь - Хорольский район граничит с Миргородским районом, в котором и родился Николай Гоголь, поэтому-то мои родители и имели
диалект тех далёких мест, и нам теперь кажутся таким близкими и родными
язык Гоголя и его рассказы.
Я, конечно, захотел понять: где же было это настоящее село Дьяченково,
как выглядели те места, есть ли что-то общее между нами и жителями тех
мест? Как вообще люди выбирают себе место для жительства, и как они дают новым местам название ?
Кроме упоминания в архиве «Мемориала», село Дьяченков (буква «о» в конце названия появилась позже) есть и в старой переписи населённых пунктов
Полтавской губернии. До революции такие переписи делались довольно
регулярно. То есть, этот населённый пункт - не казус или случайная
описка писаря какой-то канцелярии.

Сегодняшний Хорол и Великая Багачка Полтавской области
Пришлось найти дореволюционные карты Хорольского уезда, но села там
не было, карты были довольно крупного масштаба. Сегодняшняя карта
Хорольского уезда и сегодняшний официальный список населённых пунктов
тоже не содержат такого села – там что-то произошло во время Великой
Отечественной войны, и село прекратило своё существование.
Я связался с Администрацией Хорольского района - никто там не знал и не
помнил уже такого села. Но заведующая отделом культуры Администрации
района со специалистами местного краеведческого музея нашла старую
немецкую карту района, по которой продвигались немецкие войска во время
Великой Отечественной войны, - и вот только на этой карте с немецкой
пунктуальностью были обозначены все населённые пункты района, дороги и
т. п. На этой карте и нашлось село Дьяченков.
Так удалось узнать, где оно находилось, - примерно в 40 км от
населённого пункта Бригадировка Хорольского района, на границе с
Великобагачанским.
На небольшом расстоянии от того полтавского села Дьяченков расположено и сейчас большое село Красногоровка, как и в Богучарском районе
Воронежской области, которое тоже находится на крутом берегу реки!
Недалеко от них находятся села Луговое, Поповка, Писаревщина и т. п. Вот откуда взялись названия сёл Богучарского и Кантемировского районов.
Есть даже полтавское село Нижнедевица. У нас так называется
Нижнедевицкий район возле города Воронежа.

Дьяченков в списке населённых пунктов Полтавской губернии
Есть населённый пункт Чередники. Словари не дают точное значение этого слова, его корень - это топоним, то есть, слово происходит от географического названия. А у нас ведь много людей с фамилией Чередников, у которой тоже, скорее всего, те же полтавские корни. Довольно непонятно для Богучарского района название села Монастырщина: все названия сёл имеют окончание на о, ов, ое, ка. Откуда «щина»? Оказывается, рядом с полтавскими сёлами Дьяченково и Красногоровка находится целый «сгусток» сёл с такими же окончаниями в названии - Мостовщина, Сидоровщина,Морозовщина, Стефановщина, Писаревщина и т. п. И здесь видно влияние выходцев из этого небольшого района Полтавской области.
Есть село Пилипенки, Пушкарёвка, Мирошники - всё это корни довольно распространённых в Богучарском районе фамилий.
Эти аналогии в названиях, конечно, надо тщательно исследовать, проверять, отбрасывая случайные совпадения, которые тоже возможны. Теперь самое главное - что же за процессы происходили в то время, что за сила подняла с места и погнала людей переселяться в массовом порядке, перевозить свои семьи, скарб, нести свои язык и обычаи в другие земли? Можно совершенно определённо сказать что переселялись в воронежские края из Хорола и Миргорода люди не совсем простые, люди весьма активные, те, которых Лев Гумилёв в своих работах впоследствии и называл пассионарной частью общества. Обычный человек живёт на одном месте, возделывает свой огород, ходит в церковь, воспитывает детей и благодарит судьбу за свою жизнь.
Что же это были за люди ? Для этого надо кое-что пояснить из истории самого уездного города Хорола, истории так называемого Миргородского полка и истории запорожского казачества и Запорожской Сечи. В 15-16-х веках граница цивилизованного государства на Украине заканчивалась на днепровских порогах. За пороги уже селились разные беглые люди, бандиты и каторжане из Московского и Киевского княжества и т. п. Постепенно они и стали именоваться как Запорожское казачество. Переселенцы создали регулярные воинские формирования, защищали себя и государство с юга от набегов крымских татар, да и сами часто нападали на турков и на крымские города, города Варну и Константинополь. Они имели полковую структуру, выбирали себе гетманов и атаманов. Всостав этого войска входил Миргородский полк, который и базировался попеременно в разное время в трёх городах - Миргороде, Хороле и в Лубнах. В состав полка входили около 15 «сотен», в том числе и хорольская «сотня». В полку было примерно 5000 человек – 400-450 пехотинцев, около 4500 кавалеристов, –и небольшая артиллерия из лёгких пушек и пищалей. Изначально эти люди были запорожцами, запорожскими казаками. Основан полк был ещё в далёком 1625 году и имел довольно сложную судьбу. Он принимал участие во всех воинских походах тогдашней Запорожской Сечи - на крымского хана и на турок, осаждал Перекоп ещё в те времена, участвовал в Полтавской битве на стороне Петра, воевал одно время на стороне поляков и литовцев против московского царя. Полк принимал участие в 1654 году в восстании Богдана Хмельницкого и Переславской Раде, когда и была дана присяга дальше навеки оставаться с Москвой и Московским княжеством. Одно время его распустили, но затем восставшие казаки вновь заставили его сформировать.
В 1782 году полк окончательно был расформирован и вошёл в состав регулярной царской армии. Но в 1700 - 1740 годы это была мобильная конная единица российской армии, которая имела хороший опыт защиты государства от набегов кочевников и быстрого обустройства на новом месте, опыт одновременно и мирной и военной жизни, устройства застав, несения караульной службы и т. п. Это и оказалось решающим обстоятельством для графа Апраксина при выборе, кого же отправить на освоение и защиту этих земель.
Сама ситуация того времени в Богучарском крае очень напоминала Запорожкую Сечь - вольница, разгром первых поселений, подавленное восстание Кондратия Булавина и Никиты Голого. Ситуация хорошо описана в работах Е. П. Романова. Он и приводит данные, что Апраксиным был отдан приказ на переселение казакам Острогожского полка, но везде в это время упоминается в документах, что это были казаки-черкасы ( т. е. украинцы). Каким образом в этом полку оказались выходцы из Миргородского полка, или же заселение напрямую происходило из Миргорода и Хорола, - это надо уточнять в архивах Острогожска, Миргорода, Киева и Хорола.

Сегодняшний Богучар и Богучарский район
И, наконец, ландшафты. Как писал Лев Гумилёв, ландшафты определяют
всё - и язык, и образ жизни, и предпочтения людей и их выбор. И это
действительно так. На пляже в полтавской Красногоровке вы временами
будете испытывать де жавю – как будто никогда и не уезжали из
богучарской Красногоровки, только песчаная полоса возле реки немного
пошире. А пейзажи на окраине города Хорола - это типичные виды села
Дьяченково в сторону Попасной балки.
Последней страницей в истории о заселении Богучарского края будет
упоминание о богучарской тюрьме. Да она и сейчас с тех времён стоит на
пригорке.
Мрачное трёхэтажное здание со старыми полуразрушенными стенами
полуметровой толщины и окнами, похожими на бойницы. Да иначе и быть не
могло, учитывая, кем и как заселялся край ! Помню, ещё в детстве
нечаянно услышал разговор родителей: «сидит, уже шесть лет сидит, в
Богучаре, в тюрьме..»
Есть хорошее исследование молодой и талантливой журналистки Анны Лебедкиной об истории этой тюрьмы.
Криминальные наклонности издавна считались среди жителей Богучара знаком особой доблести, и многие судьбы там сломались. Ни в одном из городов
из ближайшего окружения Богучара нет такой тюрьмы, а в Богучаре есть.... И это тоже история заселения Богучарского края .
Анатолий Штондин
Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московскаго государства: изследование Д. И. Багалея.
dlib.rsl.ru/viewer/01003913838#?page=2
Если кому интересно!